Динамо. Интервью с Андреем Пятановым

Нашим собеседником стал Андрей Пятанов, опытный специалист, который не так давно работал с командой мастеров столичного "Динамо". В настоящее время Андрей Константинович трудится старшим тренером СДЮШОР "Динамо", воспитывая достойную смену команде мастеров этого клуба.

- Вы перешли на работу в СДЮШОР из профессиональной команды. Чем продиктован такой выбор? Что сейчас будет входить в круг ваших обязанностей?

- Начнем сразу с обязанностей. Генеральным менеджером ХК "Динамо" Андреем Николаевичем Сафроновым была поставлена задача подтянуть ребят, заканчивающих хоккейную школу, до необходимого уровня, чтобы спокойно влиться в команды молодежной и высшей лиги. Чтобы не было пробелов в образовании, которые зачастую бывают и хоккеистов такого возраста, при переходе от юношеского хоккея к более взрослому. Необходимо провести определенную работу, чтобы игроки были готовы перейти от школьного хоккея к взрослому. Надо сказать, что здесь важна не столько индивидуальная работа с игроками, сколько с самими наставниками команд, работающих с детьми. Насколько я заметил, к определенному времени, глаз тренера несколько замыливается, да и результат с него требуют, поэтому происходят упущения некоторых маленьких деталей, которые оказываются очень важны в последствии. Поэтому надо поработать в таком ключе, чтобы устранить имеющиеся недостатки.  Со стороны все-таки виднее, чего и где не хватает. Я внимательно наблюдаю за всеми играми, анализирую их и даю советы тренерам, но ни в коем случае не вмешиваюсь в тренировочный процесс.

Работая в командах мастеров, я много времени уделял молодежи. Исправляли все недоработки, с которыми молодые игроки приходили в команду. Я не говорю, что это однозначно хорошо или плохо. Просто лучше все делать чуть раньше - если ошибки есть, стараться их исправить. А так как, на мой взгляд, в "Динамо" одна из лучших структур подготовки игроков, которая давно выстроена и отлажена и дает свои плоды для основной команды. По пути к команде мастеров у игрока есть все шансы увеличить свой потенциал. А помочь ему в этом - моя задача.

- Вы давно работаете в детско-юношеском хоккее, тренировали сборную России 1982 года рождения. Видите многие игроков, которые проходят свой путь от школы, до команды мастеров. Из года в год. Есть ли распространенные ошибки и недоработки, которые повторяются чаще у игроков, проходящих свой хоккейный путь? Или что-то кардинально меняется с годами?

- Да практически все одно и тоже из года в год, если говорить о каких-то недочетах. Нет идеальной картины - пришел игрок в команду мастеров, получил указания и начал играть. Нет, все не так-то просто. Работа над уровнем мастерства, техникой, продолжается в любой команде, в любом возрасте. Идет процесс совершенствования, постоянного саморазвития. Даже будучи игроком команды мастеров, ты продолжаешь работать над катанием, какими-то элементами игры.

На сегодняшний день, нашим краеугольным камнем является подготовка защитников. Линия защиты не редко вызывает опасения. Очень долгое время, большинство команд играли в откат, и на защитников не было такого сумасшедшего давления, как в настоящее время. И вот те игроки, которые прошли через годы тренировок конца 90-х, просто не готовы к тому давлению, которое на них во время игры оказывает соперник. Не готовы к активным действиям, борьбе. Именно в этом у нас большая проблема, которую надо устранить. Ничего нового я не скажу и не придумаю - надо много работать, пробовать различные варианты и помогать ребятам устранять эти недочеты. Причем надо обучать в любом возрасте. В процессе обучения также должен присутствовать индивидуальный подход.

- Когда-то в беседе, Виктор Васильевич Тихонов поделился своим наблюдением: в хоккее быстрее созревают нападающие, затем с отставание на год или два - защитники и позже всех - вратари. Защитнику не следует играть в импровизацию. Он должен четко знать свое место на площадке, не только участвовать в атаке, но и предвидеть действия нападающего, предотвращать острые моменты…

- Я согласен с высказыванием Виктора Васильевича. Но добавлю и от себя, что сразу индивидуально сильных и талантливых защитников вы не найдете. Каждому защитнику в помощь - опыт. А опыт приходит со временем. Чтобы прочитать импровизацию нападающего, у защитника должна быть стабильная игра, а это все с опытом. И если про нападающих говорят, что они должны быть заметными на льду, то класс защитника - в его неприметности. Ошибки защитника бросаются в глаза.

- Немало просматриваю игр с участием детско-юношеских команд. Наблюдая за защитниками, отмечаешь, что очень важен выбор правильной позиции для игрока обороны. Но не редко детей переполняют эмоции и они стараются забросить сами, бегут вперед. Здесь, наверное, задача тренера, наладить игровую дисциплину, четко объяснить хоккеистам правильность действий и выбора позиции на площадки.

- Я немного не соглашусь с тем, что для хорошего результата защитник должен знать свою позицию. Изначально, игрок обороны должен уметь хорошо кататься. Это основа успеха. Двигаться он должен максимально безупречно. Не соглашусь с тем, что всегда защитник должен подключаться к атаке. Практика показывает, что три нападающих не могут справиться с отлаженной обороной соперника. Подключение четвертого игрока - защитника, возможно при отлаженной командной игре. Вот тут тоже есть проблема. Какие-то годы во время тренировок, до защитников доносили то, что подключаться к атаке не нужно. Думали только о том, что он должен лишь обороняться. В этом плане мы немного отстали от многих европейских команд и тех же американцев и канадцев, где давно уже принято обязательное подключение четвертого игрока к атаке. Мы не совсем доверяем своим защитникам, поэтому не всегда допускаем их к атаке. Сейчас в том и задача, чтобы доработать с защитниками их функции.

А что касается правильно расположения игроков на их позициях, полностью с вами соглашусь - это один из залогов положительного результата. Должна быть взаимовыручка, взаимозаменяемость каждого игрока в команде и, конечно, правильный выбор позиции.

- Сейчас не мало команд страдает тем, что игроки катаются по полю за шайбой, порой, бездумно, все вместе… Наверное, вы отметили и этот недочет в игре коллективов, выступающих в Открытом Первенстве.

- Я не стал бы так уж на этом акцентировать внимание. В каждом возрасте есть свои нюансы. Игра хоккеистов, которым десять лет, отличается от игры хоккеистов, которым двенадцать и так далее. Всему свое время. Ни в коем случае нельзя ставить в жесткие рамки игроков детского хоккея. Иначе мы будем растить роботов. Да, мы должны направлять детей, исправлять ошибки. Нам надо помочь развить в детках их индивидуальность. В каждом возрасте есть своя изюминка. Чем старше, да, ответственность игроков больше и их действия должны уже быть четкими. Малыши и должны бегать много, задорно и получать удовольствие. Не надо отбивать у них охоту заниматься спортом.

- Ваша позиция на развитие хоккея несколько отличаются от взглядов ваших коллег. Насколько мне известно, вы закончили Академию хоккея в Швеции, причем все три ступени. Наши вузы не готовят детских тренеров. Как вы считаете, значительна ли разница в специфике подготовки наставника детской команды и профессиональной?

- К сожалению, в нашей стране действительно нет направленности на обучение детских тренеров. Если вкратце говорить о трех ступенях тренерских курсов в Швеции, то на первой ступени речь в обучении идет только о воспитании спортсменов младших возрастов. По сути дела это курсы, причем занятия проходят за короткое время по всем регионам, с утра до ночи. Причем там заранее дается обучающая литература, а далее преподаватели объясняют и рассказывают о том, что уже прочитано. И дополнительную литературу ты можешь штудировать после обучения. Все знания даются преподавателями одинаково, нет отличий в преподнесении информации. Когда я заканчивал там свое обучение, развернулись серьезные дебаты о том, чтобы запретить в детском хоккее тактику один-три-один, которая, безусловно, приносит результат. Но когда в Федерации хоккея Швеции обратили внимание на то, что использование этой тактики в детском хоккее негативно влияет на развитие индивидуальности, стали запрещать активное использование тактики три-один-три в детском хоккее. Мальчишкам необходимо многое пробовать, развиваться индивидуально. Детский хоккей и отличается своим разнообразием, задором. Пусть он будет результативным, ярким и интересным. Все это должно быть. Когда ты становишься старше, появляется чувство ответственности. Не надо десятилетних мальчишек ставить в рамки. Много можно говорить на тему, что, порой, упускается во время становления хоккеиста.

- Не редко занятия хоккеем - желание родителей, а не самого ребенка. И в настоящее время набирать начинают с пятилетнего возраста, когда мальчишка сам-то еще не понял, чего хочет. А приди он лет в семь-восемь с огромным желанием, скорее всего получит отказ. А наверняка, среди таких не мало способных…

- Нас в свое время принимали в секцию в десять лет. Но до этого все мы катались на хоккейных коробках во дворах по месту жительства, умели держать клюшку и играли друг с другом. А приди мы в секцию не готовыми, без всех этих навыков, нас бы тоже не взяли. О сегодняшнем времени сказать однозначно, что ранний набор это неправильно, я не могу. Придя в пятилетнем возрасте заниматься хоккеем, мальчишка имеет все шансы научиться хорошо стоять на коньках. Общаясь со специалистами, которые работают с малышами, могу сказать, что в течение двух-трех месяцев прогресс будет заметен. А вот если ребенок придет в коллектив семи-восьми летних, новичком, догнать их уровень ему будет крайне сложно. И тренеру работать с ним будет не просто. В такой ситуации родителям придется найти дополнительное место, где ребенка будут учить кататься, чтобы он смог соответствовать своим товарищам по команде. Основы катания необходимо получить вовремя. Пока не научишься кататься, тебя нигде смотреть не будут. Никто не рискнет взять ребенка, который не умеет кататься, даже если у него огромное желание. Везде проходит набор, затем отбор. И не потому, что кто-то плохой или нет. Это - спорт. Остается сильнейший. И тренировать на льду по пятьдесят человек все время нельзя. Снижается качество обучения. Да, отсев переживают все, но школ в Москве немало. Ни для кого не закрыты двери. При старании, все могут заниматься и добиваться своих целей. Идут естественные процессы в спорте. И никуда от этого не уйти.