Школа Динамо. Интервью с Александром Фаткуллиным

О специфике такой работы как тренер-селекционер, мы поговорили с руководителем селекционного отдела детской школы "Динамо" Александром Рафаиловичем Фаткуллиным. 

- Вы один из первых специалистов, кто начал работать в такой должности, расскажите о своих обязанностях и о том, что привело вас к этой деятельности?

- Где-то лет семь назад мне поступило предложение от генерального директора Объединенного хоккейного клуба "Динамо" Андрея Николаевича Сафронова попробовать поработать на благо школы. Так и продолжаем стараться приносить пользу клубу и тренерам. В мои обязанности входит просмотр и отбор потенциально сильных ребят, которые могли бы в дальнейшем вырасти в мастеров высокого класса. Очень много работы уделяется именно просмотровой деятельности, соответственно, учитывая пожелания тренеров команд. И, в основном, я стараюсь просматривать другие школы, потому что в "Динамо" все на виду, всех знаешь и смысла лишний раз смотреть нет. Для того чтобы усилить ту или иную позицию приходится ездить по каткам Москвы, Московской области, также смотрю региональные, российские турниры и вместе с тренером уже принимаем решение.

- Насколько я знаю, в Москве только в двух клубах при детских школах существуют скауты и это все же приносит свой вклад в развитие одной системы. Выпускники, которые были подготовлены в клубе, уже более или менее адаптированы под стиль игры, понимают требования и в МХЛ, и в высшей лиге, и в команде мастеров. Но чтобы получить то самое приглашение в "Динамо", ЦСКА или другие топовые клубы, где работают скаутская службы, наверное, есть определенные критерии отбора. На что лично вы обращаете внимание?

- Знаете, критериев конкретных нет. Для меня важно, чтобы парень был с характером, был коммуникабельным и легко вживался в коллектив. Конечно, обращаю внимание и на игровые качества, в первую очередь, на хоккейное мышление. Есть еще очень много факторов, по которым определяем игроков, но это не значит, что они должны быть идеальными. Могут быть какие-то пробелы, недоработки, мы берем и дорабатываем, главное чтобы парень был трудолюбивый и с хоккейной головой.

- Сейчас очень часто у родителей, да и у детей встречается такая болезнь, как "статистика". Ею слишком увлекаются, каждый гол записывают и считают, что статистика для игрока - это основной показатель, основной его критерий, но это ведь далеко не так. Вы, наверное, тоже не раз наблюдали, что игроки, имеющие хорошие показатели, даже в свою зону не возвращаются… 

- На статистику я обращаю внимание в последнюю очередь. Очень много звонков приходит из регионов, тренеры-селекционеры местных школ присылает статистику, но для меня это не несет какой-то информации. Я должен посмотреть действия игрока на поле, увидеть, так скажем, его в деле, потому что одно дело это сухие цифры, другое дело как мальчик ведет себя на площадке, как катается, как характер проявляет, как держит удар, столкновение. Для меня вот это важно, а то, что он забил 100 голов и отдал 150 передач - это не значит, что он потом вырастет в большого мастера

- Потом нужно еще учитывать тот фактор, что в Москве и в любом другом регионе есть первая группа, а есть вторая, где игроки могут за сезон набрать больше 100 очков, но когда они приходят в более сильную группу, то они теряются и выше четвертого звена не поднимаются. Тут как раз и проявляется тот самый основной критерий - это характер игрока.

- Повторюсь, для меня не имеет значение, в какой группе играет тот или иной мальчишка. Важно его желание расти и развиваться, и мы стараемся в этом помочь. 

- Думаю, ваша работа не заканчивается на стадии просто привлечения игрока в команду… Наверное, вы и дальше продолжаете за следить за его действиями на площадке уже в составе команды вашей школы и, обсуждая с тренером, доносите до игрока то, над чем ему нужно усилить свою работу, чтобы закрепиться в составе и выйти на более высокие роли

- Один из принципов моей работы - я не вмешиваюсь в работу тренеров. Вначале, мы вместе с наставником команды решаем приглашать того или иного игрока, потом уже все переходит в руки тренера и дальнейшая работа - это его прерогатива. Конечно, я смотрю, как мальчик развивается, постоянно интересуюсь, потому что, дернув ребенка с места, я ответственен за него, особенно когда спортсмен приезжает из другого региона и приезжает один, без родителей. Наблюдаю даже за парнями, которые от нас уезжают. Вот, например, Антон Назаревич 1998 года рождения, которого я когда-то пригласил в нам в школу, сейчас играет в молодежной команде "Динамо" (Санкт-Петербург).

- Для большинства тренеров основным показателем работы, как правило, является не место, которое занимает команда в чемпионате или в каком-то турнире, а воспитанники, ставшие профессиональными и мастеровитыми спортсменами. У вас схожая ситуация, особенно когда удается разглядеть талант и игрок, которого вы заметили еще ребенком, смог заиграть в большом хоккее. Его положение - это итог и вашей работы, в том числе, ведь заметить вовремя способности и дать дорогу - это важно в становлении спортсменов.

- Это, действительно, очень приятно, когда те люди, на которых я обратил внимание, играют. И за семь лет работы в "Динамо" это число растет. Начиналось все с защитника Андрея Миронова 1994 года рождения, Кирилла Маслова, которого после гибели основного "Локомотива" забрали в ярославскую команду, дальше были выпускники 1995 года рождения: Никита Серебряков, Иван Бочаров, среди1996 г.р. могу выделить Кирилла Филипенко, которого я привез из Екатеринбурга. Сейчас вот уже и молодежь подключается. Клима Костина я заметил в Пензе, когда ему было 11 лет, пригласил в "Динамо", и не прогадал. Вообще очень приятно  видеть, что твоя работа не проходит даром, что ты не ошибся в том или ином выборе.

- Нужно, наверное, большое чутье для вашей работы. Вот, например, Борис Моисеевич Шагас - тренер-селекционер советских времен, не будучи хоккеистом, умел разглядеть многих способных ребят. И процент перехода в игроков высокого класса у его подопечных довольно велик.

- Будем так говорить, мне до Шагаса далеко, да и тогда было немножко другое время. Сейчас любой переход - это коммерческая составляющая, клубам нужно платить компенсации за игроков. Все это делается сложнее, чем в СССР, а во-вторых, сейчас родители другие, с ними стало сложно разговаривать и объяснять для чего нужен переход. Очень часто мамы и папы игроков считают это бессмысленным. И самое сложное в этой работе - это убедить родителя, что ребенку надо расти и выходить на более высокую ступень. Вроде банальная вещь, но, к сожалению, не все это понимают. Конечно, бывают разные ситуации и у меня тоже случаются ошибки, когда я брал игроков и по тем или иным причинам он не попадал в состав. Хотя процентов 80 ребят, которых я приглашал, играют ключевые роли не только у нас школе, но и сейчас в МХЛ, ВХЛ и КХЛ.

- Случается и такое, что тренеры некоторых команд, директора школ, и родители, когда ребенка приглашают в клуб рангом гораздо выше того, где сейчас мальчик играет, начинают приводить разные доводы. Особенно часто можно слышать такое: "Ты играешь в первом звене, у тебя неограниченное игровое время, соответственно, забиваешь больше, а ты придешь туда и попадешь в третье-четвертое звено, будешь только изредка выходить на площадку". И тут даже никому не приходит в голову, что нужно посчитать КПД, время поделить на результат, итог то может получиться равный с ребятами третьего звена более сильной команды или даже не в твою пользу.

- Если родители и тренеры пытаются удержать хорошего игрока такими доводами - это очень большое заблуждение. Когда ты попадаешь в сильный коллектив, в котором у тебя есть возможность играть и тренироваться с равными и даже более сильными, чем ты ребятами, ты начинаешь подтягиваться к их уровню, тогда и идет прогресс, а когда мальчик все время играет на лидерских позициях, он закисает, его никто не подталкивает. Когда поступает приглашение в более сильную команду, тебя сама жизнь заставляет тянуться. Да, тебе придется лишний раз что-то сделать, через "не могу", тебе придется каждый раз бороться за свое место, потому что в таких командах, даже те, кто ниже тебя уровнем, все время подталкивают. И только в такой конкурентной борьбе ты начинаешь расти, ведь переход и нужен, чтобы развиваться, чтобы не останавливаться на какой-то определенной ступеньке. Сегодня ты здесь лучший, попал в сильный коллектив, ты должен доказать, в первую очередь, себе, что ты и в этой команде можешь стать лучшим, тогда и будет толк в этом игроке и из такого парня с характером может что-то получиться.

- Еще один важный и насущный вопрос: обращаете внимание и просматриваете ли игроков выпускного и предвыпускного годов? Или утверждение родителей "Терпи до выхода, потом попадешь" тоже является ошибочным?

- Честно Вам скажу, за время своей работы выпускной год я вообще никогда не просматриваю и даже не рассматриваю, как потенциальных "новичков" нашего клуба. Я считаю так: что мы имеем на выпуске, то и имеем. Мне более интересны те мальчишки, у которых еще в запасе до выпуска 3-4 года, чтобы мы смогли их, так скажем, привести в порядок, чтобы они поняли и усвоили все наши требования. Все это нужно для того, чтобы на выпуске мы получили как можно больше толковых игроков, которые смогли бы продолжить карьеру  в стенах нашего клуба.  Ко мне приходит очень много обращений ребят выпускного года, и каждый раз, я пытаюсь объяснить, что уже поздно, время на адаптацию в команде потеряно, тем более, чем возраст старше, тем сложнее переучить под свою систему. Смысла в таких переходах нет, полгода просто побыть, а потом окажется, что ты не нужен никому.