Интервью с Николаем ПАВЛОВЫМ

Николай ПАВЛОВ: Работаю с удовольствием четвертый десяток лет

Николай Яковлевич Павлов трудится на благо хоккейной школы "Русь" уже очень давно. О том, как начиналась его спортивная жизнь, как работается ему сейчас, опытный наставник рассказал нашему корреспонденту.

- Я начинал свою работу на простом открытом катке в городе Видное. И подготовил хорошие кадры: Толстых - мастер спорта, он в четырнадцать лет был принят в "Динамо", Андрей Кузьмин -

мастер спорта международного класса и Борис Кузьмин - мастер спорта. Вот этих хоккеистов я подготовил на обычном двором катке. Мы играли в Первенстве Московской области.

- Как вы пришли в хоккей? И что этот вид спорта для вас значит?

- Я играл на Первенстве области, мастером спорта не был. Просто мне было очень интересно. Нравилось. Потом в семнадцать лет я поступил в Центральный институт физической культуры. После окончания ВУЗА приступил к работе в городе Видное в качестве тренера. Работал со всеми командами, начиная с шести лет и заканчивая мужской. На мне было все. Тренировки, игры, лед - его заливка, чистка. Заливал и чистил порой все сам. Сейчас если встречаю своих ребят из Видного, они все это вспоминают и жалеют, что сейчас я не в их городе. Там построили каток, но он частный и не всем доступен.

Теперь, конечно, работать одно удовольствие. Искусственный лед, тренажерные залы. Хороший чемпионат, грамотное судейство по сравнению с областными соревнованиями. Работай и воспитывай ребятишек, все для этого есть. Что я и делаю уже тридцать седьмой год.

- Что вас подтолкнуло к работе детским тренером?

- Я всегда был фанатом своего дела. Очень люблю хоккей. Всегда отрадно, когда твои ребятишки добиваются результатов. И я всегда к этому шел сообща с моими подопечными.

- За все эти годы заметно ли изменились мальчишки, их отношение к спорту, тренировкам и результатам?

- Все те, кто занимался хоккеем много лет назад, любил этот вид спорта, прекрасно помнят дефицит и дороговизну экипировки. Форму купить было очень сложно, да и не всем это было по карману, особенно, если играли во дворах. Все эти люди помнят, как вместо щитков привязывали к ногам книги, катались на коньках на пять размеров больше. Сейчас хоккей стал ранним. Но данные, как правило, у ребенка видны годам к девяти. Не хочется расстраивать детей и родителей, но не всем дано вырасти в хорошего игрока. Иногда лучше поменять вид спорта или вид деятельности и это пойдет во благо. Если у ребенка нет данных, как ни бейся, ничего не сделаешь.

- Сейчас на занятия хоккеем мальчишек зачастую приводят их родители. Когда вы вступили на тренерскую стезю, дети, как правило, приходили сами и в более позднем возрасте.

- В общем-то, вы правы. Но и несколько лет назад родители также по своей инициативе приводили мальчишек. Сейчас они более продвинутые. Любят вмешиваться в работу тренеров. Раньше такого не было. На сегодняшний день некоторые папы и мамы любят покомандовать, указывать тренеру, куда и кого поставить. Эта нервотрепка была, есть и будет. Они не думают, что ребенок зарабатывает место на тренировке. Наставники все видят и понимают, когда игрока выпустить на лед и в каком сочетании. У нас огромный тренерский опыт. Многие дети приучены слушать не тренера, а родителей. Все считают себя знатоками. А хорошие игроки получаются из тех, кто полностью доверял тренерам. Никогда родители таких ребят не ходят и не указывают преподавателям, как работать. Родители только сбивают детей своими советами и тормозят их развитие.

Очень грамотно сделано на арене, где тренируется и играет "Локомотив-2004". Там все огорожено пластиком, и игроки не слышат того, что им кричат со зрительских трибун. Ничто их не отвлекает от игры. Надо закрываться от родителей. Но родители полезут и через пластик. Видели уже и такое (смеется).

- В разговоре со многими именитыми игроками слышу одну и ту же фразу, что все те, кто заиграли на профессиональном льду, помнят своего первого тренера. Именно этот человек прививает любовь к хоккею, интерес к тренировкам и играм. И делает все для того, чтобы нам хоккей был в радость. И очень жаль, что вот таких первых тренеров, воспитавших ярких игроков, никак не отмечают.

- Да, привлечь ребенка к тренировкам - очень сложная задача. Необходимо продумывать тренировочные занятия так, чтобы детям было интересно. Один из моих игроков, который сейчас в "Атланте", как-то на сборах, пробегая сложный участок, сказал мне: "Если бы я знал, что в хоккее нужно столько пахать, никогда бы в него не пошел!" Возможно. Но, столкнувшись с трудностями, не отступил ведь парень. Конечно, такая работа начинается у хоккеистов лет в шестнадцать. А до двенадцатилетнего возраста тренировки и игры должны приносить ребятам радость. Все это задача тренеров. У меня есть сейчас тренировки, которые начинаются в шесть утра. Мало кто не приходит. А если такое и случается, то, зачастую из-за того, что родителям хочется поспать. Дали лед в такую рань, будем тренироваться так рано. Разговариваем с родителями.

В этом году командой 2003 года рождения хотелось бы завершить сезон победителями. Есть некоторые проблемы с защитниками. Поэтому, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих к нам. Коллектив очень хороший, примем радушно и тепло. Защитники созревают и подрастают попозже. Нападающие у нас очень интересные.

- Как и когда вы начинаете определять своим хоккеистам амплуа?

- У каждого тренера своя методика. Мы с Сергеем Викторовичем показываем все-все мелочи. Как надо работать руками, как ставить голеностоп. Мальчишка должен научиться правильно ездить, развить руки, научиться правильно владеть шайбой, держать клюшку. Потом уже можно говорить о позициях. Я не сторонник распределения. Как правило, все видно по игре. Защитники должны быть резкими и быстрыми. И нападающие, выступающие по краям, должны быть смелыми, готовыми к прессингу. Конечно, время идет, и мы смотрим, кто с кем может взаимодействовать, на что способен. Сами ребята все видят, знают и понимают. Появляется уважение к лидерам, приносящим пользу команде. Стараемся избегать излишних столкновений и ссор. Растим их дружными и понимающими. Конечно, все хотят быть нападающими. У меня и сейчас защитников маловато. В свое время ко мне пришел парень из Ярославля, там его сочли неперспективным. Мы попробовали его на позиции защитника, а не нападающего. Родители тогда предпочли ни во что не вмешиваться. И все у него получилось. Он стал профессиональным игроком.

- Как определяетесь со стражами ворот?

- Вратарь должен быть бесстрашным, авторитетным и играть хорошо и в поле тоже. Сейчас очень дорогая вратарская форма. Стараемся все решить полюбовно. Чтобы и ребенок хотел, и игру не портил. Но, признаюсь, с голкиперами ситуация непростая. И не только у нас. Пока мы определились более-менее с одним вратарем.

- Николай Яковлевич, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о завершившейся игре ваших подопечных с «Локомотивом» 2003 г.р.

- В этом сезоне с "Локомотивом" мы встречаем не в первый раз. И всегда нам удается забросить немалое количество шайб. Сегодня я заметил, что ярославские хоккеисты прибавили в плане физической подготовки. Они просто решили взять нас измором, активно передвигаясь по площадке. Активно прессинговали, играли в корпус. У нас в команде есть несколько очень хороших нападающих, которые на голову выше многих в чемпионате. И вот во многом за счет их действий мы сегодня победили. Эти ребята очень хорошо проявляют себя практически в каждой игре.

- Наличие в команде таких ярких игроков кого-то из коллектива может подтолкнуть к активной работе и стремлению занять место среди ведущих, а кто-то ведь может сникнуть, опустить руки… Тут, наверное, задача тренера - настроить ребят правильно в эмоциональном плане.

- Все, кто тянется за лидерами и хочет играть, выступают в первом составе. Я стараюсь давать возможность получать игровой опыт всем игрокам. По мере своего прогресса мальчишки переводятся в более сильные звенья. Они молодцы - работают и растут. Для этого созданы условия. И хорошо, что играем двумя составами - есть возможность проявлять себя у каждого, кто в этом заинтересован.

- У игры двумя составами есть свои сторонники и противники. Как правило, в числе противников те, кто не в состоянии по объективным причинам набрать необходимое количество хоккеистов. Вы, как я понимаю, сторонник этой системы.

- В хоккейной школе мальчик тренируется до семнадцати лет. Один состав - это три-четыре пятерки. А создание двух составов дает возможность проявить себя и поиграть большему количеству ребят. Это очень правильное решение. Единственное, что можно было бы сделать - играть первыми составами в зачет, а вторыми - нет. И тренерам было бы лучше видно, как растут их воспитанники. Это и порождает здоровую конкуренцию, которая приводит к прогрессу.

- На данный момент сколько ребят у вас тренируется?

- Занимаются у меня тридцать пять игроков. Есть такие, которые выступают за другие команды, потому что пока не проходят у нас в состав, но тренируются с нами. Этот коллектив я набирал сам, когда мальчишкам было по пять-шесть лет.

- За это время вы просмотрели порядка двухсот человек…

- Да, в хоккей приходят сотни, а играют единицы. Конечно, хочется работать, как в именитых клубах, не набирая, а отбирая. Но я стараюсь создавать хорошую команду, сохранять состав, чтобы ребята не уходили от нас.. Мы с Сергеем Викторовичем Толстых всегда работаем вдвоем, чтобы уделить нужное внимание мальчишкам. Нам, конечно, не хватает второго катка.

- Как вы думаете, почему вам удалось просмотреть за все это время две сотни мальчишек, а кто-то не может набрать игроков и на один состав?

- Во-первых, наш Домодедовский район Южного административного округа Москвы очень большой и густонаселенный. А во-вторых, у нас работают наставники, которые уже выпустили и воспитали хороших хоккеистов. Идут к таким тренерам. Условия созданы. Да, льда не хватает. Но основные условия есть. К сожалению, зарплата детского тренера пока оставляет желать лучшего. Поэтому пригласить тренеров и удержать надо суметь. Всегда необходимо отмечать тренерскую

работу. Мы воспитываем и готовим игроков. С малого возраста возимся с ними, и частенько всех лучших забирают другие клубы.

Газета "Хоккей Москвы" №19