Интервью с Антоном КОРРЕДОРОМ. ЦСКА-2005

Антон Корредор:

ЧТОБЫ БЫЛ РЕЗУЛЬТАТ - НЕОБХОДИМО СЛУШАТЬ ТРЕНЕРА

Не редки в спорте случаи, когда после завершения карьеры спортсмен приступает к тренерской работе. Мало кто о ней мечтает, делая первые шаги, а потом, выигрывая первые медали, зная, насколько это ответственно - обучать чему-то.

Наш собеседник Антон Корредор, наставник команды ЦСКА 2005 года рождения. В свое время Антон получил хоккейный опыт в именитых хоккейных школах. Сейчас он делится своим опытом с юными хоккеистами армейской школы.

- Антон, вы воспитанник армейской хоккейной школы, тренировались под началом Николая Николаевича Стаканова. Как начинался ваш путь спортсмена, чем был примечателен и как продолжается сейчас?

- Свои первые шаги на льду я сделал лет в семь, в дворовой команде "Юниор". Мы тогда катались в Останкино. Ездил туда на троллейбусе с рюкзаком. А когда мне было лет девять или десять я попал на просмотр к Михаилу Юрьевичу Чеканову в "Спартак". Он взял меня и в спартаковской школе я провел примерно года три, выступая за команду своего возраста.

Когда мне было тринадцать лет меня и Алексея Черникова пригласили в команду ЦСКА. Прошел просмотр, мою кандидатуру одобрили, стал играть за ЦСКА. Выступал до выпуска, потом играл за вторую команду, немного за мастеров. Затем мне врачи рекомендовали со спортом завязать, потому что обнаружились некоторые проблемы со здоровьем и нагрузки, которые профессиональные хоккеисты переносят на льду, на пользу бы уже не пошли.

В 2002 году с помощью Николая Николаевича я устроился тренером в команду "Снежные барсы" 1994 года рождения. Так что свои первые шаги в качестве наставника детско-юношеской хоккейной школы я делал именно в "Снежных барсах". Там я проработал два года, и так как мне было далеко туда добираться, попросился к Сергею Владимировичу Суяркову  в помощники, в "Белые медведи". Сергея Владимировича пригласили в ЦСКА на команду 1995 года рождения, и я, соответственно, перешел с ним.

Был период, когда я тренировал мало, помогал наставникам команд работая в хоккейных лагеряхв. Тренировал в "Атланте" команды 2005 и 1997 годов рождения.

- Из выпускников команды вашего возраста немало игроков стали профессионалами…

- Да, это Александр Зевахин, Иван Сахаров, Максим Осипов, Андрей Царегородцев. Некоторые из моих товарищей по команде работают тренерами, причем успешно.

- Часто ли вам удается пообщаться со своими одноклубниками по выпуску?

- Совсем недавно мы встречались, к сожалению, не все смогли приехать. Стараемся периодически проводить такие мероприятия  своим выпуском, созваниваемся. Не знаю, получится или нет, но думали над тем, чтобы организовать небольшой турнир, где смогли бы поиграть выпускники 1980 года рождения.

- Сейчас немало желающих приходит заниматься в хоккейные школы. Очень часто это амбиции родителей. Вспоминая свой спортивный путь, какие-то ошибки, что можете посоветовать нынешним юным хоккеистам? У всех ли есть шанс играть на высоком уровне?

- По своему опыту и опыту других игроков могу сказать, что играть на высоком уровне удается далеко не всем. Поэтому иллюзии родителей - беда наша. Когда я тренировался и играл, наши родители никогда и ни во что не лезли, не диктовали своих условий. Моя мама только в мои пятнадцать лет узнала, что я выступаю за вторую команду ЦСКА. Она знала, что тренируюсь, регулярно посещаю тренировки, но именно сам процесс не контролировала.

Очень хочется попросить родителей ничего не советовать детям, не вмешиваться в тренировочный процесс. Сейчас посмотришь на родителей - все "специалисты" в области хоккея. Так для того, чтобы был результат необходимо, чтобы ребенок слушал тренера. Конечно, есть талантливые дети, но они, к сожалению, порой, зарывают свой талант в землю. Перестают тренироваться или же при первых успехах начинают твердо верить в то, что уже все сделано и дальше работать не стоит. Все и всегда становится ясно ближе к выпуску, годам к четырнадцати-пятнадцати. Очень многое в любом спорте достигается благодаря упорству и работоспособности и тому есть масса примеров. Немало игроков в КХЛ заметны своей игрой на льду благодаря тому, что пахали в свое время, да и продолжают делать это сейчас. Конечно, много факторов в карьере должно сойтись должным образом. Но изначально необходимо слушать наставника и много работать. Конечно, хорошо, когда попадаешь к тренеру, который видит тебя и понимает.

- Каждый наставник, как и любой игрок, индивидуален, проповедует свое видение игры, и по-своему видит данные своих подопечных…

- Тренеру необходимо быть хорошим психологом, педагогом, чтобы уметь чего-то добиваться в своей работе. Тренер должен поддерживать  атмосферу в коллективе, правильно строить тренировочный процесс он же, для маленьких иногда необходимо быть и папой, чтобы правильно заинтересовать их и вовлечь в хоккей. Я своим мальчишкам всегда объясняю, что в первую очередь, у нас должен быть настоящий и дружный коллектив. Дисциплинированная команда, у которой есть свои цели и задачи, в которой игроки уважают друг друга. К сожалению, нередко происходит вмешательство родителей, которое вредит коллективу. Но в подобных ситуациях тренер должен сказать свое слово  и все доходчиво объяснять и выяснять. Конечно, для того, чтобы самого тренера слушали и уважали необходимо прикладывать усилия.

- Наверное, тренер не только учит катанию и тому, как держать клюшку, но и рассказывает о хоккее, как о виде спорта в целом?

- Безусловно, нюансов в хоккее очень много, а соответственно работы и разъяснений  тоже. Миллионы деталей, относительно каких-то игровых моментов, которые дети должны знать, необходимо описывать, демонстрировать. Раньше наши прославленные игроки, такие как Макаров и Крутов, играли практически без контакта, хорошо двигались и четко отдавали пас. Работали за счет передвижений и сыгранных действий, видения площадки и чувства партнера. Это тоже стараюсь доносить до мальчишек. В моментах завершения тоже немало деталей, которые стараешься разъяснить и научить им. Канадцы же с детства знают, что надо не выключаться из игры и лезть на ворота. Иногда я за хорошую передачу ставлю два больших плюса, а за гол один. Очень важно видеть, как мыслит ребенок, как действует, подсказать и направить в правильное русло.

- Сейчас прошли Олимпийские игры, где на хоккейный турнир собрались, действительно лучшие игроки мира. Не обращали внимание своих подопечных на то, сколько профессиональный игрок находится на льду с шайбой?

- Мы, не только на этом заостряем внимание. Смена длится 30-40 секунд, с шайбой в среднем, наверное, игрок бывает секунд 5-10, за счет чего и поддерживается высокий темп игры. Чего стоят в нашей команде только Павел Дацюк и Евгений Малкин с их умением работать с шайбой - руки волшебные. У них все за счет движения - отдал-открылся. Приятно посмотреть на Дацюка, его самоотдачу, его игру в обороне.

- Когда вы приняли команду, много ли в ней было игроков?

- Когда я приступал к  работе, из команды ушло человек восемнадцать и оставалось примерно десять. По сути, пришлось создавать новую команду, формировать коллектив единомышленников.

- По нынешней новой системе, по которой проходит турнир, удается ли тренеру увидеть плоды его работы? Определить, научились ли его дети за неделю тому или иному элементу игры? И вообще ваше отношение к такому формату турнира?

- Я против такой формы проведения соревнований. Организаторы говорят о том, что есть возможность проявлять технико-тактические навыки. Быстрота принятия решений напрямую зависит от технической подготовки. Сейчас ребятам тяжелей принимать решения, потому что они еще не слишком хорошо оснащены технически. Говорили в пользу игры "четыре на четыре", что игроки быстрее двигаются, играют в пас. Я сторонник игры пять на пять, потому что больше времени на раздумья, а в этом возрасте это очень важно. Это взрослым играть комфортней и так и так, они опытней. А дети еще не все освоили, чтобы свободно чувствовать себя во время игры. Передачи сложно делать, ситуация заставляет все делать быстрей. А не все к этому готовы. Вратарей у нас тренируют, отталкиваясь от игры в зоне. В условиях матча четыре на четыре они теряются. В большом скоплении людей на маленькой площадке и бросать-то сложно. Получается какой-то хаотичный хоккей. Да нет, даже тренировка.

- Авторы этого проекта ссылаются на то, что подобное новшество хорошо принимается за рубежом…

- Что касается заграницы, так там до десяти лет вообще в хоккей не играют, только тренируются. А у нас на этом уровне делают соревнования, и я никак понять не могу, почему это все проводится в Москве, когда вся Россия играет "пять на пять". Нам скоро на турнир ехать, а я не могу подготовить команду к игре "пять на пять", потому что тут мы вынуждены играть “четыре на четыре”.

- Вы в течение сезона проводите немало товарищеских встреч. Каково мнение ваших воспитанников и их родителей относительно игры "пять на пять" и "четыре на четыре"?

- Детям явно больше нравится играть в привычный хоккей. Это интересней, мобильней.

- Можете ли вы сказать о том, что удалось сформировать костяк, подобрать игроков, вокруг которых строится весь коллектив?

- Костяк команды есть, есть лидеры. Конечно, я хочу, чтобы у меня было четыре равных звена. Есть те мальчишки, за которыми тянуться.

- Много приходит на просмотр в течение сезона?

- Приходят, но пока, к сожалению,  они не соответствуют уровню нашей команды.

- Родители понимают, когда вы им отказываете?

- Я разрешаю родителям смотреть тренировку, в которой участвует и их ребенок. Порой даже объяснять ничего не приходится…