Интервью с Геннадием ЛАПШЕНКОВЫМ

Геннадий Лапшенков:

У НАШЕЙ СТРАНЫ ОГРОМНЫЙ ХОККЕЙНЫЙ ОПЫТ

Сегодня  о хоккейных делах в столице нашим читателям расскажет завуч СДЮШОР "Динамо" Геннадий Васильевич Лапшенков. Неоднократно в наших неформальных встречах Геннадий Васильевич делился своими впечатлениями и мнениями о Московском чемпионате, однако от официальных интервью он отказывался. Надеемся, наша сегодняшняя встреча будет не последней, и мы в своих беседах затронем темы, на которые уже долгое время дискутируют люди, близкие к хоккею, которым не безразличен этот вид спорта. Поскольку необходимо улучшить качество проводимых соревнований и уровень подготовки детей не только в известных школах ЦСКА, "Динамо" и "Спартак", но и во всех остальных.

- Какую работу вы проделали за последние три года, о которых когда-то говорили. К каким мыслям вы пришли в итоге?

- За это время мы пришли к простому выводу, что при решении любых вопросов на первом плане должна стоять методика обучения хоккеистов. К сожалению, так сложилось в последнее время в нашей стране, что организационно-бытовые и другие второстепенные вопросы выходят на первый план и диктуют свою волю. Все это связано с возможностями города, где проводятся те или иные соревнования, но не учитываются мнения специалистов. Например, в школах "Атлант" и "Центр" созданы такие условия, которые позволили бы им находиться на первых ролях не только в Москве и области, но и по всей России. Все, кто представляет Москву, имея прекрасный потенциал у тренеров и воспитанников, просто обязаны удерживать лидирующие позиции. Многими забыта методика обучения, основы теоретических разработок, это можно заметить, беседуя с руководителями, представителями Федераций, которым приходится объяснять прописные истины. Все это когда-то было опробовано на опыте великих тренеров - Тарасова, Чернышова, Пучкова, Боброва. Сейчас на первый план выходит тренерский коллектив, где все зависит от условий работы и уровня подготовки специалистов. Все знают, что в ЦСКА и "Динамо" на данный момент у тренеров хорошие зарплаты, а ведь это должно быть обычным делом, а не каким-то нонсенсом. Труд специалистов, которые работают с детьми, должен оцениваться по достоинству. Это одно из условий труда наставника. Не надо забывать, что к этой профессии люди идут почти двадцать лет. Проходят хоккейную школу, команды мастеров и высшее учебное заведение. Но, когда заканчивается карьера игрока и начинается тренерская деятельность, надо помнить - это совершенно иная сфера со своими нюансами и колоссальной ответственностью. Мы сейчас говорим об игроках высшего состава, с хорошим опытом выступлений за сборную команду. И здесь, конечно, необходима поддержка и стимул от той же КХЛ, чтобы опытные игроки шли делиться своими ценными знаниями в ДЮСШ и СДЮШОР, а не становились советниками по спорту в НХЛ. Ведь эти люди будут готовить достойную смену хоккеистам, представляющим команды КХЛ, защищающим честь российского флага. Почему бы не прибавить им 20 процентов к пенсии? Тогда будет некая система. Каждый человек должен идти на работу с удовольствием, зная, что в итоге он получит не только моральное удовлетворение.

Поверьте, есть проблемы с комплектованием тренерских кадров и у ведущих школ. Одно дело быть хорошим игроком, и совсем другое - суметь передать свой опыт детям, обучить, опираясь на педагогические методики. Да, раньше система подготовки не была совершенной, но была школа Высшая Школа Тренеров. Наставнику недостаточно показать, как правильно пользоваться клюшкой и коньками, он должен обладать и хорошими теоретическими знаниями: знать методику, основы психологии и физиологии. В нашей школе ветераны хоккея, которые пришли на эту работу, "ночуют" в кабинете директора, и каждый что-то говорит, делится своим опытом. Молодые наставники иногда выражают некоторое недовольство, что тренерские советы у нас проходят по два часа, но они посвящены не бытовым и организационным вопросам, а теории. Это попытка провести семинары для молодых тренеров, где опытные наставники делятся своим опытом. В детском хоккее можно разграничить три уровня и зря говорят, что не бывает тренеров детских и взрослых. Мы на опыте убедились, что это ошибочное мнение. У нас есть наставники, которые великолепно работают с младшими возрастами, а с взрослыми заниматься не стремятся. Подготовка тренерского состава является главной проблемой во многих школах. Какие бы мы не разрабатывали положения и  не придумывали структуры соревнований - без хороших тренерских кадров ничего не получится, так как необходимы хорошие исполнители. Ошибки наставников команды могут стоить мальчишкам загубленной судьбы, ведь без правильной системы ничего нельзя сделать. На заседаниях Федерации мы всегда защищаем школы, которые выступают не так, как хотелось бы, а мы делаем с ними одно дело, говорим на одном профессиональном языке и готовим кадры для российского хоккея. Это касается всех школ без исключения. С годами приходишь к выводу, что важен закон золотой середины - если есть знания и профессиональная этика, то большинство проблем решается за секунды. Обнадеживает, что между людьми, которые когда-то играли вместе, а теперь делают одно дело, есть взаимопонимание. Никогда массовость в спорте не помешает профессионализму. Нам необходимо вовлекать детей в спорт, воспитывать грамотных хоккеистов. Профессионализм тренера в том, что он не должен говорить о проблемах в процессе подготовки. Ему лишь необходимо рассказать то, как он с ними справляется. А мы, в свою очередь, подскажем ему несколько вариантов решения этой проблемы.

Я понимаю недовольства тренеров тех школ, где дела идут не совсем удачно. Им обидно за то, что никто не видит их работы. Каждый должен быть на своем месте и знать, что его оценят по достоинству. Все должны видеть работу тренеров, знать условия, в которых она ведется. У нас во всем профессиональный подход к работе. И если человек знает свое дело, он отчетливо будет понимать, что от него требуют. В нашей стране хоккей на первом месте, к тому же есть профессионалы, ветераны, сотни великих игроков, у которых можно многому научиться.  Без их опыта было бы очень сложно. Без системной работы не будет результатов ни в России, ни в Москве. За последние годы сложился некоторый стереотип, что есть привилегированные школы, например, ЦСКА и "Динамо". Это не так, и не зачем делить наш хоккей на княжества. Мы все работаем друг для друга и на благо всего российского хоккея.

- Вы затронули больную тему. Нередко приходится слышать о том, что именитые школы забирают лучших игроков из других ДЮСШ. Но в то же время известно, что придя в ЦСКА или "Динамо" этот лучший игрок долго адаптируется к новым правилам и тренировочному процессу, работы с ним проводится немало, и говорить уверенно о том, что он приносит огромную пользу сложно. Да и не каждый из новичков в итоге попадает в основной состав. Этого добиваются те, кто имеет не только способности, но и твердый характер, трудолюбие…

- Это практика и все, что вы озвучили, подтверждает жизненный опыт. Порой бывает и так, что, чем ниже квалификация тренера, тем активней он поднимает вопрос о переходах. Все зависит от самого наставника. Какое-то время назад Юрий Терехин взял в одной из школ игроков, которые считались не перспективными, и приложил свои тренерские и педагогические способности в работе с ними.  В итоге эти мальчишки стали дважды чемпионами Москвы. Человек доказал, что даже полтора часа работы на льду при профессиональном подходе и систематизированной работе дают прекрасные результаты. А ведь в свое время от этих мальчишек тренеры отказались. Необходимо вести диалог, а не общаться, так скажем, за кулисами.

У нас в хоккее много звезд, а грамотных и перспективных тренеров гораздо меньше. В школе тренерский штаб - это та же команда, и каждый должен играть по правилам, выполняя свои функции, иначе перспектив в работе не будет.

- К сожалению, тренер иногда оказывается самым незащищенным игроком в этой команде…

- В хорошей школе такого быть не должно. Вся администрация заинтересована в своих кадрах, в их профессиональном росте. Все борются сообща, победы и поражения одни на всех. Нет кого-то одного виноватого или выигравшего, ведь бороться в одиночку невозможно. Почему-то командный зачет нередко противопоставляется школьному, а я считаю, что это не правильно. Конечно, во всех школах бывают проблемы, и везде должны быть хорошие условия для работы и подготовка тренеров.

- Перед каждыми соревнованиями принимается их регламент, которым зачастую занимаются спортивные чиновники, а они не всегда учитывают мнение участвующих профессионалов…

- Вы затронули административный вопрос, и он действительно очень важен. В нашем государстве необходимо многим задуматься, что решения во всех сферах и отраслях должны принимать те люди, которые в этом компетентны. А необходимо создать группы, чтобы они разработали положения, предложили свои варианты решения проблем, которые обязательно должны дойти до Исполкома. Нынешняя система далека до совершенства и от нее пострадали очень хорошие школы Москвы. Это не правильно, поскольку все должны взаимодействовать между собой. Все же радует, что профессионалов в нашем деле больше, чем дилетантов, а это важно для общего развития.  К сожалению, не все директора ходят смотреть на хоккей в исполнении воспитанников своих школ, а это тоже одна из составляющих профессионализма. Как проводить тренерские советы, если матчи не просматриваются… Также не стоит забывать о родителях. Мы не приемлем каких-то разговоров, не касающихся хоккея - только конструктивные беседы. 

- Мы сегодня затронули очень животрепещущие темы. Надеюсь, что мы продолжим их обсуждать в дальнейшем.

- Безусловно, общение необходимо и для того, чтобы родители наших подрастающих хоккеистов понимали, что они не одиноки, что о воспитании их детей думают профессионалы своего дела, которые переживают за него всей душой. Есть также непростая проблема с разницей в возрасте между школами и МХЛ. Ее необходимо решать, иначе это чревато неприятностями для хоккея. Возраст выпускников школ надо увеличивать, чтобы подготовка проходила более плодотворно, без потерь. В Москве работает один лишь интернат. Почему талантливые ребята должны пропадать на задворках? Москве необходима селекция. Для тех, кто не очень хорошо нас понимает, пусть прочитают значение слова селекция и воровство. Абсолютно разный смысл. Тем для разговоров много. Надеюсь, все сможем обсудить в дальнейшем.

Газета "Хоккей 6+" №8