НАША ШКОЛА - ЦСКА

Вера РУМЯНЦЕВА:

Я ПРЕПОДАЮ ХОККЕИСТАМ КУЛЬТУРУ…И НЕ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКУЮ 

Немаловажную роль в подготовке юных хоккеистов играет тренер по акробатике. О том, как осуществляется это направление работы, нам рассказала мастер спорта Советского Союза по спортивной гимнастике, заслуженный тренер России Вера Петровна Румянцева, которая уже не первый год работает тренером по акробатике в школе ЦСКА.

- Вера Петровна, расскажите немного о себе. Как вы стали работать тренером по акробатике в хоккее и где работали до этого?

- Начну с того, что в хоккей я попала случайно, хотя, наверно, ничего случайного в нашей жизни не бывает. Говорят, ничто так не сохраняет человека, как постоянная работа мозга, и если ты все время сидишь на одном месте, то это быстро надоедает и таким людям, как я этого мало. Конечно, акробатика довольно творческий вид спорта, но я всегда искала чего-то нового, старалась расти и развиваться. Это всегда было свойственно моему характеру и темпераменту. Я сама из Ярославля, и однажды к нам в зал пришли вратари с "Локомотива", и с тех пор я стала работать тренером по акробатике параллельно и в хоккейной школе. Потом меня пригласил на работу Дмитрий Квартальнов, затем Сергей Суярков, с которым я долгое время работала в коммерческих лагерях. А в школе ЦСКА я официально работаю уже второй год.

- Ваши впечатления от клуба?

- Мне очень нравится здесь работать, и еще очень нравится само название клуба, поскольку стиль моей работы - это железная дисциплина. Работа в ЦСКА полностью совпала с моим темпераментом и отношением к делу, поэтому я очень рада что тренирую рябят здесь. Я люблю свою профессию, люблю детей и живу по такому принципу, что надо знать, что ты делаешь и ради чего. К тому же - хоккей это такой вид спорта, где ребенок не может жить один. Знаете, я всегда просто приклоняюсь перед родителями за то, что они сами полностью отдаются хоккею. Они уже и себе не принадлежат, а живут расписанием и ритмом клуба.

- Расскажите о своей работе в "Локомотиве". Как вы начинали работать тренером по акробатике в хоккее?

- В "Локомотиве" я тренировала хоккеистов в течение пяти лет и все это время нарабатывала программу, поскольку игровые виды спорта сильно отличаются от индивидуальных. Когда я только начинала тренировать ребят, я работала в одном направлении, потом я поняла, что это направление не должно быть настолько точное, как в акробатике или гимнастике. Необходимо делать ссылку именно на игровой вид спорта.  Я с каждым годом стараюсь совершенствовать свои навыки, поскольку я отношусь к категории таких тренеров, которые постоянно учатся. И не смотря на то, что я воспитала уже более 10 чемпионов мира и Европы, более 10 мастеров спорта международного класса, я стараюсь научиться чему-то даже у маленьких детей, которые только начинают тренироваться. Они приносят что-то новое в мои мысли, поведение, даже развитие. Я горжусь, что я наделена этим качеством.

- Как тренер по акробатике помогает подготовке хоккеистов?  Какие навыки и умения вы прививаете игрокам?

- Я считаю, что сейчас, я уже достаточно хорошо поняла хоккей. Растяжка и акробатика - это именно те направления, которые я преподаю, и которые наиболее важны. Я думаю, что освоила их уже процентов на 70-80. Я уже знаю, какие упражнение или какое их сочетание я должна дать ребятам на те, или иные группы мышц. Мы также стараемся делать много упражнений на внимание и координацию, которая зависит и от гибкости. Те элементы, которые мы делаем на тренировках, создают те подводящие движения и ситуации, которые бывают на льду.  Ведь в акробатике и гимнастике нужно выполнять только те элементы, которые технически описаны в правилах соревнований, а хоккей это совершенно непредсказуемый вид спорта. Здесь моя задача - научить спортсмена тому, чтобы его тело было готово к любым ситуациям. Игрок должен уметь поворачиваться, наклоняться, прогибаться, падать, вставать, падать в одну сторону, подниматься в другую, после вращения мгновенно перестраиваться и понимать, куда ты бежишь, и что при этом ты должен делать. То есть я делаю тело хоккеиста юрким. К тому же я часто прихожу на ледовые тренировки, обращаю внимание на то, какие упражнения дает тренер. Смотрю, какую группу мышц и связок нужно больше заставить работать. Иногда прямо спрашиваю у тренера - какую часть тела стоит нагрузить, на какие упражнения сделать акцент. Кроме того, у меня никогда не бывает однообразных тренировок. Я знаю, что какие-то упражнения я должна с ребятами выполнить, при этом считаю, что всегда должна быть импровизация.

- С тренером постоянно взаимодействуете?

- Конечно, когда мы только начинали работать, я спрашивала у тренера о том, какие упражнения нужно делать больше, они мне говорили, что вы сами специалист, делайте, что считаете нужным. Однако теперь мы работаем с наставниками команд в очень тесном контакте, бывает даже тренер мне перед тренировкой звонит и говорит на какую группу мышц надо сделать больше упражнений. Если тренер мне ничего не говорит, значит я и так все делаю правильно. Когда у ребят начинаются серьезные игры, я контролирую свою нагрузку и свое направление тренировки, чтобы не было такого, что я дала им сложное упражнение на растяжку, а у них важная игра, и им будет тяжело. Очень хорошо то, что мы это делаем систематически, раз в неделю. Если они делают мои упражнения постоянно, то их тело чувствует комфорт от всех движений. Я даже не раз замечала, что когда у нас нет тренировки, они все равно в коридоре делают мои упражнения. Для меня это очень важно, поскольку я вижу, что мои занятия им нужны.

- С какими возрастными группами вы работаете?

- Сейчас набрали ребят 2008 года рождения. Конечно, родители кого-то из детей уже водили на подкатки, ОФП, кто-то может быть ходил на гимнастику, то есть видно, что они немного подготовлены. Основная масса из них очень маленькие и не готовые к нагрузкам. Но если клуб поставил такую задачу, ее приходится выполнять. С ними намного тяжелее работать, да и по количеству их больше. Хотя я такой тренер, что мне не так важно столько детей у меня в зале, может быть, это связано с моим поведением, интонацией, взглядом, к тому же я в состоянии еще показывать все упражнения на себе.  Я с ними так усовершенствовала свое тело, что в своем возрасте еще сижу в шпагате. Я, конечно, убеждаю себя, что это полезно, но после тренировки все равно приходится тщательно восстанавливаться

- Старшие возраста тоже работают с вами?

- Сейчас уже сделали ограничения. С 2000 годом рождения еще работаю, с 1999 было несколько тренировок.  С 1998 годом пока не работаю, к тому же у них много игр. 2000 год рождения еще у меня тренируется, 2001 год рождения реже, а с 2003-м и младше у нас занятия регулярные.

- Как долго идет ваша тренировка?

- С самыми маленькими я занимаюсь всего час, хотя иногда даже рекомендую тренировки по 45 минут. А некоторые возраста так вошли во вкус, что им наоборот делаем занятия дольше. В конце тренировки стараюсь с младшими возрастами играть, при этом не люблю эстафеты, беготню. Есть у меня еще такое наблюдение, что возраст от возраста сильно отличается. К примеру, ребята 2007 года уже более внимательно смотрят, слушают, с ними можно разговаривать уже другим тоном, каким я не могу позволить себе объяснять 2008 году рождения.

 - Ребята серьезно относятся к вашим занятиям? Много внимания уделяете дисциплине?

- Конечно, ведь это самое основное. Знаете, когда я беру новый возраст, то вижу, что некоторые родители скептически относятся к моим занятиям, не понимают, зачем это нужно. В таком случае я поступаю по следующему сценарию: за дверями зала начинаю общаться с детьми и их родителями, выстраиваю их, задаю вопрос, кто должен первый зайти в зал? И когда кто-то из детей пытается это сделать, я объясняю, что первой необходимо зайти мне, и не только потому, что я тренер, а потому что я женщина. И родителям говорю, что вот этим и не только мы будем заниматься за дверями этого зала, и очень скоро вы увидите, как изменятся ваши дети. Буквально через две недели я уже научу ребят внимательно смотреть на меня и слушать, и тогда в конце тренировки минут на 5 я всегда запускаю родителей. Они стоят изумленные и видят, что могут их маленькие чада. К тому же я приучаю родителей говорить спасибо их детям за то, что они такие молодцы, правда, очень многие родители предъявляют к своим детям завышенные требования. Надо просто определить уровень подготовки ребенка, и на этом уровне сделать его счастливым. Знаете, когда у меня спрашивают, чем я занимаюсь с хоккеистами, я говорю: "Я преподаю им культуру…и не только физическую".  Я часто внушаю им, что главное в жизни это не шайба и клюшка, а родители - те люди, которые дали им жизнь. Своих ребят я уже с детства приучаю к ответственности, что они будущие мужья, и они должны уметь совершать мужские поступки. Конечно, я иногда разрешаю им плакать на очень тяжелых упражнениях, и если вижу, что кто-то пустил слезу, наоборот заостряю на этом внимание, и говорю, что это слезы трудолюбия.

- Сегодня на тренировке я обратила внимание, что особый акцент вы делаете на умении слушать и дисциплине. Это основные принципы вашей работы?

- Наша работа всегда строится на 4-х момента: сначала игрок внимательно слушает тренера, смотрит, потом он проговаривает то, что сказал тренер, потом он думает, как это нужно сделать и лишь потом выполняет задание.

- Отличаются ли ваши занятия с хоккеистами в зависимости от их игровых амплуа?

- Нет, на наших занятиях все ребята равны. Должна сказать, я вообще работаю по такому принципу, что для меня не важны ни должность родителей, ни марка автомобиля, ни клуб, ни номер пятерки, в который играет хоккеист. Передо мной стоит задача, которую я обязана выполнить. Авторитетов у меня нет, и мы все работает ради того, чтобы быть самыми лучшими, трудимся на благо всего российского спорта, в данном случает хоккея. 

- А всегда ли тренер по акробатике работал с хоккеистами или это тенденция последних лет?

- Нет, это появилось совсем недавно. Мне нравится, что я была одна из первых тренеров, кто стал работать в этом направлении. Я очень благодарна Борису Николаевичу Пушкареву, который привел меня именно в полевой хоккей, поскольку раньше я тренировала только вратарей, где работала с Сергеем Котовым. Также спасибо Сергею Суяркову, который сделал это направление деятельности системным. Сейчас, насколько мне известно, тренер по акробатике есть уже во многих клубах.

- Вы уже много лет работаете тренером, скажите меняются ли с годами дети, которые приходят к вам заниматься?

- Да, очень сильно. Причем 1 ноября у меня будет уже 31 год педагогического стажа, но в хоккее я работаю 10 лет, а это не так много. И то я могу сказать, что раньше поколение было физически крепче, выносливое. Сейчас у ребят быстрая утомляемость, рассеянное внимание, к тому же у многих детей с раннего возраста проблемы со зрением. Возможно, сейчас на здоровье ребят сказывается неправильное питание, химические добавки. К тому же многие дети сейчас зависимы от компьютера. Лично я, категорически против, чтобы дети ими пользовались на территории спортивного комплекса. К примеру, сегодня утром вышли у меня после тренировки ребята 2008 года рождения, только переступили порог зала, родители дали им планшет, и те начали в него играть. Дети сразу забыли о том, что было в зале, чему они научились. Родители, в свою очередь, должны поинтересоваться, как прошла тренировка, что дети делали, что новое они теперь умеют. Я абсолютно не понимаю, зачем в таком возврате им вообще нужны эти компьютерные игры, тем более, если родители целенаправленно привели ребенка в спортивную секцию.

- И все же, что самое сложное в вашей работе, и что больше всего вам в ней нравится?

- Вы знаете, я вот задумываюсь и понимаю, что наверно в работе с хоккеистами у меня и нет никаких сложностей. Те трудности, которые могут и возникают на моем пути, они все сами собой решаются. Проблем в школе у нас нет, периодически появляется новый инвентарь, планируют делать ремонт зала, поэтому видно, что в клуб вкладывают средства. А что касается приятных моментов, то у меня каждый день и каждая тренировка связана с чем то хорошим. Для меня работа - это то место, куда я всегда хочу идти. И это мое счастье. К тому же я знаю, что мальчишкам нравится то, чем мы с ними занимаемся, и я вижу, что они хотят тренироваться, а что может быть лучше для тренера.