Наша команда. РУСЬ-2001

Сергей Глазунов: НАДЕЖДЫ НА ПОПАДАНИЕ В ШЕСТЕРКУ НЕ ТЕРЯЕМ

Ледовую дружину  "Русь" 2001 года рождения нашим читателям представляет ее наставник Сергей Глазунов. Также он рассказал о командах других возрастов и работе тренера в целом.

- Работа детского тренера очень нелегкая, порой, не заметная. Вся ответственность за неудачное выступление его подопечных ложиться на тренера. Что привлекает вас в этом нелегком труде?

- Детским тренером я работаю давно, тренировал команды различных возрастов. Не так давно выпустил команду 1994 года рождения. Сейчас тренирую команду 2001 года рождения, набрали мальчишек 2007-го. Чем привлекает эта работа? Тренировать детей, действительно, непростой труд, но очень интересный и занимательный. Ведь по ходу учебно-тренировочного процесса растут и меняются твои воспитанники, а вместе с ними и ты сам.  Процесс развития непрерывен. Сам тренер совершенствует свои знания, видит успехи своих воспитанников, это вдохновляет. Набираешь малышей. Которые на коньках-то стоять не могут, а проходит пять-шесть лет, смотришь на них, глаз радуется, уже что-то они из себя представляют.

- Наверное, большинство из тех мальчишек, которых вы выпустили, в свое время привели родители, а сами они не очень хорошо представляли, что такое хоккей…

- Безусловно, детишек приводят в школу родители, но тех, кто имеет слабое представление о хоккее, всего процентов тридцать. А в основном пришли тогда те дети, которым было все это очень интересно. Команда подобралась очень хорошая и дружная.

- С момента набора и до выпуска через ваши руки прошло человек сто, а то и больше?

- Так сразу сказать сложно. Наверное, примерно такое количество. Кто-то приходил и уходил, понимая, что это не для него. Кому-то мы отказывали сами, а кого-то приглашали. Это кропотливая работа, и может немало смениться в коллективе человек, пока сформируется его костяк. Это такой процесс развития в спорте. Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы он с удовольствием шел на тренировки, приезжал на игры. Если ребенок не получает морального удовлетворения от того, чем он занимается, вряд ли получится что-то из всей этой затеи. Тренер должен научить своих воспитанников стоять на коньках, владеть клюшкой, но все это должно быть в удовольствие. Когда у мальчишки начинает что-то получаться он с большим интересом ходит на тренировки, ждет  новых заданий и старается. Детки все разные, необходим к каждому свой подход. Важно не спугнуть ребенка, увидеть его данные и помочь ему развить их.

Да, желание заниматься хоккеем изначально больше присуще родителям, которые приводят к нам своего ребенка. Со временем все становится на свои места и видно, кто на что способен. Поначалу приходит много детей. Но не все нам подходят. Сложно переубедить родителей в том, что их ребенку не стоит заниматься хоккеем. Они приходят с полной уверенностью в том, что именно из их сына вырастет новая звезда. Но не всегда это так.

- Много у вас детишек в нынешнем наборе 2001 года рождения?

- Примерно восемьдесят человек. Кто-то уходит, а кто-то приходит. Число постоянно меняется. Сейчас набрать необходимое количество мальчишек сложней. Ходим с моими коллегами по детским садам, школам, объявляем о наборе. В настоящее время большой выбор занятий для детей. Поэтому сейчас набор начинается с маленького возраста.

Я в свое время поехал записываться в хоккейную школу в девять лет. Тогда мы гоняли шайбу во дворе и один мужчина, чей сын тренировался в "Динамо", предложил нам заняться хоккеем, записавшись в школу. Тогда я и направился в "Динамо", куда меня не приняли, а отправили заниматься в подготовительную группу. Потом я попал в школу "Москвич" при АЗЛК. Играл и тренировался с огромным удовольствием. Выступали мы тогда с командой на Первенстве Москвы. Раньше, конечно, было попроще, обстановка была другая, можно было отпускать ребенка одного. Я добирался на электричке, и никто из взрослых меня не сопровождал. Сейчас без родителей ребенка не отправишь. Многие и хотели бы, чтобы ребенок занимался, но не имеют на это времени. На мой взгляд, при всем нынешнем выборе спортивных и других школ дополнительного образования, очень большое количество детей остаются не охваченными.

- Вы сейчас ведете команды двух возрастов - 2001 и 2004 годов рождения. Методика обучения заметно отличается?

- Безусловно, методика, подход - различны. Старшие уже выступают в зачет школы, умеют то, что только предстоит познать их младшим товарищам. Одним уже немало говоришь об игре, ее специфике. Мальчишкам 2004 года рождения пока даются игровые упражнения, обучаем их катанию. Подрастут, упражнения будут сложней. Пока не стоит утруждать их тем, что им не по возрасту и не по силам. Все от простого к сложному. Если не умеешь стоять на коньках нет смысла учиться владению клюшкой и шайбой. С первых дней мы пытаемся научить мальчишек думать, понимать все то, чему их учат и что им говорят. Тренеры не просто так работают, каждый наставник смотрит за результатом своей работы, успехами своих учеников, делает выводы.

- Иногда родители юных хоккеистов берут инициативу в свои руки, форсируют события. Арендуют лед, нанимают тренеров и пытаются научить свое чадо чему-то большему, чем его учат в школе…

- Это глупо. Ребенок должен развиваться со своими сверстниками, опыт получать в команде. Мы стараемся общаться с родителями и разъяснять им все, что их волнует.

- Ваша команда 2001 года рождения, так скажем, на ходу…

- Средненькая, хотелось бы лучше. Работать нам еще предстоит очень много. В этом возрасте мальчишки еще недопонимают того, что существует партнерство в игре, вся команда в целом. И работать на ее результат необходимо сообща. Иногда им кажется, что достаточно более-менее качественных индивидуальных действий для достижения хорошего командного результат, что можно сделать все в одиночку. Это ошибочное мышление. Пока у нас досадные промахи вот из-за таких мыслей. Порой просто необходимо отдать пас, но желание выделиться самому перевешивает. Пока они не поймут всей необходимости командной игры, будут досадные моменты и мы будем среди середнячков. На тренировках мы отрабатываем все необходимые в этом возрасте элементы.

Сейчас у нас четыре полных звена. В общем-то они понимают, чего от них хотят, но, порой, заигрываются. Нередко отвлекаются на посторонние подсказки. А в целом, коллектив хороший, мальчишки не плохие.

- Сейчас нередки травмы в детском хоккее и многие делают акцент на том, что вся проблема в том, что вид спорта контактный…

- Как только ребенок приходит заниматься в хоккейную школу его необходимо обучать тому, как правильно применять силовой прием, и как грамотно его сдерживать и быть готовым к тому, что прием могут провести против него. Но у нас до определенного возраста силовой игры нет. Силовой прием проводится не для того, чтобы сделать больно сопернику или нанести увечье. Это такой же элемент игры, который используется при отборе шайбы. Частенько проводятся силовые приемы не по правилам. Все должно быть по делу и вовремя. В противном случае все чревато удалениями и травмами.

- Какой вы видите расстановку сил между командами 2001 года рождения в первой группе?

- Пока без поражений идут "Белые медведи". У них очень приличные игроки. Так и было в прошлом сезоне. Время покажет. К ним подтягиваются ярославские команды, "Динамо".  Конкуренция серьезная. Борьба будет интересная и непростая. Проблема многих команд - переходы, потери игроков. Это всех коснулось.

- Близится к завершению первый этап соревнований. По вашему мнению, ваша школа попадет в шестерку сильнейших?

- Еще есть время, мы будем стараться выступить наиболее удачно, чтобы попасть в шестерку. Все зависит от нас. Надежды мы не теряем, работаем и тренируемся.

Газета Хоккей 6+ №9