Наша школа. ДМИТРОВ

Александр Семенов:

ИНТЕРЕС К ХОККЕЮ В ДМИТРОВЕ РАСТЕТ

Семенов Александр Владимирович, старший тренер хоккейной школы "Дмитров", помощник наставника команды 1999 года рождения, расскажет нашим читателям о хоккее в Дмитрове и Швеции.

- Завершилась игра, в которой команда "Дмитров" уступила всего в одну шайбу. Чего не хватило для победы? Как вы оцениваете действия ваших хоккеистов?

- Пропущенные нами голы - ошибки, которыми воспользовались соперники, и мы проиграли позиционно в этих моментах. С другой стороны, было очень много атак моментов, которые сами не смогли реализовать. Хотелось бы, чтобы нападающие были более настойчивыми, накатывались на ворота. Моментов было предостаточно, а вот завершения не хватило. Нам есть над чем работать. Как бы команда не играла, предела совершенству нет. Ничто и никто не стоит  на месте в своем развитии и движении.

- Как давно вы работаете в этой команде?

- Очень недолго, примерно недели две. Я не так давно приехал из Швеции, где долгое время играл, а потом работал с юниорами и взрослыми, занимал должность спортивного директором одного из клубов. Вернувшись в Россию, полгода работал в Можайске, с командой 1998 года рождения.  

- Вам есть с чем сравнивать. Что скажете о чемпионате Москвы и его участниках после турниров в Швеции?

- Система проведения в столичном чемпионате хорошая и, на мой взгляд, ее было бы неплохо сохранить. И не надо ограничиваться только московскими командами, чемпионат потеряет много, если лишится представителей других регионов. И если говорить о развитии хоккея в Москве и Подмосковье, то отвергать представителей области не стоит. Наоборот привлекать их и заинтересовывать. В Дмитрове очень много внимания уделяется хоккею и его развитию, что, безусловно, необходимо поощрять и поддерживать. Нужно вовлекать подрастающее поколение в спорт, вкладывать в развитие хоккейных школ средства, чтобы наша молодежь росла здоровой и морально, и физически.

- Кто принимает участие в чемпионате Москвы, сталкивается с общешкольным зачетом. Этот факт объединяет представителей той или иной школы, команды трудятся не только ради своего результата, но и блага школы в целом.

- Я тоже считаю это плюсом. Интересно это даже и в том, что играет одна команда, а поддержать ее на трибуны приходят другие воспитанники школы. Всех это объединяет. И предоставляет возможность работать над ростом не одного коллектива, а нескольких, давая шанс мальчишкам развиваться. Это стимул абсолютно для всех. Воспитание игроков и воспитание в них чувства патриотизма за свой клуб - немаловажно.

Мы с нашими наставниками работаем всегда сообща. Если надо поработать с другой командой - без проблем. Есть тренеры, которые сильны в тактическом плане, есть те, кто может преподать прекрасные уроки по технике катания. Почему этим не воспользоваться? Это элементарный обмен опытом. Нет никакого разделения труда, идет работа на результат всей школы.

- Многим и мне, в частности, импонирует то, что в Дмитрове изначально работа строится, отталкиваясь от тренерских кадров, их подготовки.

- Отношение любого наставника к делу, результаты, которые показывают его воспитанники, говорят о многом. Поэтому, безусловно, роль наставника команды велика. Работа эта непростая, поэтому и подход к подбору тренеров серьезный. Дети и родители видят, кто с ними занимается. И от тренера зависит - появится ли у ребенка интерес. В Дмитрове все стремятся к тому, чтобы у школы был свой рисунок игры. Мне импонирует этот подход.

- У вас большой игровой опыт и опыт тренерской работы. Обсуждался ли вопрос о проведении каких-либо семинаров или курсов для ваших тренеров?

- Сейчас идет разговор о создании хоккейной академии в нашем городе. И первый вопрос, который мы обсуждали - квалификация тренеров, их обучение. Каждый наставник должен обязательно проходить курсы, специализированное обучение. Ничего в этом сверхъестественного нет. Многое могут дать лекции специалистов из Европы. Не обязательно все брать на вооружение, но получить информацию никогда не помешает. А уж потом каждый решит, что он возьмет на вооружение. Мы стараемся не пропускать никаких курсов повышения квалификации, посещать их. Это одна из составляющих работы каждого тренера. Нельзя жить вчерашним днем и тренировать так, как это делали двадцать лет назад. Хоккей изменился, появились новые тенденции и видения этого спорта.

- Три года назад школа Дмитрова заявилась в чемпионат Москвы. Без особого труда прошла вторую группу и теперь выступает в первой, сражаясь практически на равных с ведущими старожилами чемпионата.

- Вы поймите, есть бренды - ЦСКА, "Динамо", "Спартак", клубы, которые существуют десятилетия, имеют свою историю и стиль. "Дмитрову" предстоит еще очень много работы, чтобы бороться с ними на равных. Это сложная и кропотливая работа. Необходимо сделать упор на подбор игроков, их содержание и проживание, если они из других городов. Мы все стараемся, может, все не так идет быстро, как хотелось бы, но мы все равно добьемся поставленных целей. Чем больше наших детей будет вовлечено в хоккей, тем больше будет к нему интерес в городе. Родители будут приходить и болеть за своих сыновей. Зрители приходят и это отрадно. Главное правильно продолжать его поддерживать и развивать.

- Чем больше люди смотрят игр, понимают и втягиваются в процесс, наверное, меньше неуместных, а, порой, грубых комментариев с трибун будет звучать…

- Я столкнулся с этим, только приехав в Россию. Комментарии родителей на трибунах ввели меня в ступор. Скажу честно, в Швеции такого не было. Необходимо понимать, что все эти выкрики вводят ребенка в стресс. Ничего хорошего кричащий не добивается. Да, с ребенком надо разговаривать, но в спокойной обстановке. А на ошибки ему всегда укажет квалифицированный специалист - его тренер.

Приходится воспитывать не только юных игроков, но и их родителей. А это, порой, намного тяжелей. У меня двое детей и они играют в хоккей. И как родитель я не имею права вмешиваться в процесс, в первую очередь, это будет некорректно по отношению к тренеру. Есть наставник, к которому я привел ребенка и которому доверяю. Понятно, что каждый родитель переживает за своего сына. И я переживаю. Но выкрикивать что-то невпопад… Чтобы пытаться руководить игрой, необходимо знать задачу, которую поставил перед игроками тренер. А это знают лишь они, а не зрители на трибунах. Можно подбодрить и поддержать, а не выкрикивать обидные вещи.

- Как в Швеции относятся к силовой борьбе? С какого возраста она там разрешена?

- Начнем с того, что заниматься хоккеем в Швеции дети начинают позже, чем в России. Там в хоккейную школу ребенок зачисляется после поступления в первый класс общеобразовательной школы, 6-7 лет. Первые два-три года толкаться им не разрешают. После тринадцати лет их начинают обучать правильной силовой борьбе. Как правильно подкатить, встречать. За рубежом немного другая методика подготовки в детском хоккее. Там больше внимания уделяют индивидуальной подготовке хоккеистов, нежели игре в пас. Делают акцент на единоборства, чтобы ребенок умел правильно отобрать шайбу, выходить один в один. Все пошагово и постепенно. Поэтому наши дети сильней своих сверстников на турнирах, а вот во взрослом хоккее немного иная ситуация.

И тренеров, безусловно, можно понять. С каждого требуют результат, поэтому подготовка идет активно, и нет возможности готовить игроков планомерно. Зачастую, большинство игроков готовы играть командно, но индивидуально нет. И переходя в другой коллектив теряются. Это очень сложный вопрос и тонкая материя.