Наша школа. СПАРТАК

Виктор Пачкалин:

РАБОТА ТРЕНЕРА СЛОЖНА И ТРУДОЕМКА

Сегодня нашим собеседником стал Виктор Николаевич Пачкалин - легенда советского хоккея, титулованный защитник московского "Спартака" и сборной СССР. После окончания своей игровой карьеры Виктор Николаевич работал с командами мастеров. Сейчас он возглавляет столичную школу "Спартак". Своими мыслями о хоккее он поделился с нашим корреспондентом.

- Виктор Николаевич, больше года назад вы пришли работать в СДЮШОР "Спартак", до этого вы работали с командами мастеров российского хоккея и в какой-то степени сейчас у вас новая сфера деятельности. Вам пришлось окунуться в проблемы детского хоккея. Наверное, вы, как никто другой, поработав с мастерами, понимаете, что не все воспитанники отвечают требованиям профессиональных команд и понимаете, в каком направлении необходимо идти, какие недочеты необходимо устранять в работе детско-юношеских спортивных школ. С чем вам пришлось столкнуться на новой должности, как вы решаете наиболее острые проблемы, которые связаны с подготовкой юных хоккеистов?

- Я с удовольствием принял предложение руководство клуба "Спартак", возглавить одноименную школу. Это именитая школа, со своими традициями, из стен которой вышло огромное количество ярких и талантливых спортсменов, защищавших не раз честь нашей страны. Это почетная работа. Я сам вырос и воспитывался в этой школе, прошел весь путь от начинающего хоккеиста до молодежной команды. Прекрасно помню, как с нами занимались наши тренеры, отдаваясь всецело этому процессу. Например, Александр Иванович Игумнов, который был фанатом хоккея и смог воспитать, пожалуй, самое большое количество мастеров нашей школы. Таких, как Старшинов и Майоров. А в то время в школе было всего четыре тренера. И эти четыре человека, поистине, уникальных, сумели создать добротную школу, которая всегда занимала лидирующие позиции и представляла Москву в региональных соревнованиях.

Конечно, я знаю и детский и  взрослый хоккей изнутри, поэтому мне не так уж и тяжело было адаптироваться. Имею четкое представление о том, как необходимо работать наставнику с детскими и взрослыми командами. Принципиального отличия тут нет. Должна быть самоотдача тренера, его желание трудиться и добиваться намеченных целей, растить хороших игроков. Всегда необходимо стремиться к тому, чтобы подобрать хороший тренерский коллектив, чтобы в нем как можно больше было именно наших воспитанников. Поэтому, придя сюда работать, я пригласил в школу двух спартаковских воспитанников, которые с большим удовольствием откликнулись на это приглашение. Это Сергей Борисович Решетников и Олег Викторович Комиссаров, они долгое время выступали за хоккейную команду "Спартак". Также к нам пришел Алексей Валентинович Калинцев, он не воспитанник нашей школы, но очень опытный тренер, замечательный  и грамотный педагог, и просто фанат своего дела. В них я не ошибся. Эти наставники очень хорошо работают, их воспитанники показывают хорошие результаты, на их примере учатся другие молодые тренеры. В целом я доволен работой нашей школы. Но в данный момент наша школа находится в неоднозначной ситуации, она не принадлежит клубу. В этом году клуб помог командам пяти возрастов выехать на предсезонную подготовку, все оплатил. За это мы очень благодарны руководству клуба, потому что все это дало свои плоды. Команды хорошо подготовились и показывают достойные результаты в турнире. Если сравнивать результаты сезонов, то в прошлом мы заработали очков намного больше, чем в предыдущем. Но, безусловно, нам хотелось бы находиться под опекой нашего родного клуба, более тесно взаимодействовать. В школе много перспективных хоккеистов, которые умеют и гол забить, и пас отдать и хотелось бы, чтобы они пополнили команду мастеров "Спартака" в будущем. В прошлом сезоне наш игрок Михаил Калашников (2000 года рождения) больше всех по Москве забил голов. В тридцати с лишним матчах набрал девяносто семь очков. Есть у нас и кандидаты в мастера спорта. Единственная проблема в нашей школе - нехватка льда, мы занимаемся по сорок пять минут, а это катастрофически мало. У нас два катка, на которых занимаются команда мастеров, МХЛ, фигуристы, школа, включающая в себя двенадцать команд, и на всех льда все равно не хватает. А когда приезжают гости - команды КХЛ, выделяется время им на раскатки, тогда наше еще больше сокращается. Без необходимого объема льда очень сложно. Все это сказывается на качестве игры и все это особенно заметно во встречах с сильными соперниками из таких же именитых клубов как ЦСКА, "Динамо" и "Локомотив". Нельзя не отметить и то, что в эти школы отбираются лучшие игроки со всей России. В "Динамо" есть интернат, где могут жить иногородние и перспективные ребята. У всех этих перечисленных школ есть хорошие спонсоры. Мы, к сожалению, теряем некоторых своих сильных хоккеистов, которые переходят в эти школы. Нам сложно с ними конкурировать. Не хочется отпускать мальчишек, но там созданы все условия для того, чтобы принимать игроков из других регионов и их воспитывать. Мы обучаем малышей катанию, владению клюшкой и шайбой, а потом тот же ЦСКА на конкурсной основе их и отбирает. Лучших у нас забирают.  Да, там условия лучше и мы это понимаем, хоть все это и горько. В этом плане конкурировать с ЦСКА и "Динамо" нам очень и очень сложно.

- На ваш взгляд, нынешний регламент не обедняет соревнования своей специфичностью?

- Я согласен с тем, что регламент далек от идеала. В прошлом сезоне команды были готовы ехать на финал России, а чемпионат Москвы еще продолжался. Было много переносов и доигровок. По какой причине? Не известно. Тем командам, которые попали на финал, необходимо готовиться в течение двух недель, отрабатывать необходимые элементы, а они вынуждены проводить доигровки через день. Приезжают на финальные встречи, пропускают девять шайб в первой же встрече и не знают, как быть дальше. Это странное отношение к хоккею, которого я просто не понимаю. Календарь должен быть четким, игры проводиться вовремя. Определились финалисты, им отвели время на подготовку к решающим матчам. Сейчас разрешено на эти встречи приглашать вратаря и пятерку игроков из других школ. И на адаптацию хоккеистов в новой команде необходимо время. Кто-то привлекает своих игроков более младшего возраста. Выступать с чистого листа сложно. К календарю необходимо отнестись более серьезно. Было бы справедливо, чтобы в зачет шли очки, заработанные в личных встречах команд. Мотивацию в спорте никто не отменял. И не очень хорошо, когда состязающиеся между собой команды разняться по своему уровню, порой очень. У нас ведь есть команды, не буду их называть, которые созданы из лучших игроков России. С кем им соревноваться? Они ведь прекрасно понимают, что если напрягутся, забросят десять шайб за короткий период времени, а если начнут играть спустя рукава, все равно победят. Как эти ребята будут развиваться не имея достойных соперников? Нам всем необходим рост игроков. Для команд мастеров, для сборной страны.

- В этом году обозначилась здоровая конкуренция в Московском чемпионате среди команд 1997 года рождения и ваши представители, благодаря грамотной работе Олега Комиссарова выступают очень хорошо.

- Да, работа проделана грамотная, команда заметно преобразилась. В коллективе хорошая игровая дисциплина, отлаженный тренировочный процесс. В этой возрастной группе очень интересная борьба благодаря хорошему представительству от многих столичных школ.

Если вспоминать мое хоккейное детство, тогда не было такой ротации игроков, как сейчас. А сейчас родители ходят из команды в команду в поисках лучшего. И не всегда это верный выбор. Играйте вы за "Спартак", где сделали сои первые шаги. Выступать будете против сильных команд - ЦСКА, "Динамо" и "Локомотива". Всегда будет опыт встреч с достойными соперниками. Будет игровое время, попробуете себя на всех позициях. В других клубах, возможно, не будет такого шанса. Посмотрите на Илью Ковальчука. Он никуда не переходил, выступал за "Спартак" и это не помешало ему вырасти в знаменитого спортсмена. Расти надо там, где воспитываешься. Тренер вкладывает в каждого игрока свою душу и силы. Это надо ценить.

- Вы упомянули факторы, которые влияют на развитие хоккеиста. Это труд, терпение и талант. Из них два определяют работу тренера. Выскажите свои мысли по этому поводу.

- Я считаю, основная задача наставника раскрыть все необходимые качества, которые есть в мальчишке, увидеть все, на что он способен и помочь их развить. Но также, тренер может все и загубить на корню. Если он недобросовестно относится к своей профессии. Это тот, кто не работает над собой, не повышает квалификацию и думает, что все получится само собой. Так не бывает. Тренер всегда развивается вместе со своими подопечными. Прогресс не стоит на месте. Все меняется и хоккей в том числе. Детскому тренеру необходимо знать многое - психологию, биологию, физиологию и педагогику. Он должен уметь общаться с детьми, грамотно готовиться к тренировочному процессу. Если у него правильно составлены конспекты, продуманы тренировочные занятия, он проводит их анализ и самоанализ - результаты не заставят себя долго ждать. Это очень тяжелая и кропотливая работа. Тренер будет расти, будут развиваться его игроки и увеличиваться заработная плата. Да, она у наставников копеечная, но у тех, кто не работает в нужном направлении. Когда ты правильно воспитываешь спортсменов и  они достигают хороших результатов - попадают в сборную, это заслуга тренера, которая отражается на его финансовом положении. Все это достигается большим трудом, отношением к делу. Тренер  должен болеть за своих детей, команду и клуб. Грамотный наставник сделает все для лучшей жизни своего коллектива. Если человек патриот, он будет воспитывать себе подобных. Сможет донести до своих воспитанников все то, что необходимо для правильного развития спортсмена и успеха. Мы забываем о том, как достигались победы раньше. Все были патриотами, верили в себя, боролись за имя клуба и страны.

Сейчас очень многие считают себя специалистами в спорте. Часто родители вмешиваются как в игровой, так и тренировочный процесс. Это совершенно лишнее. Вы можете посоветовать своему ребенку слушать внимательно то, что говорит наставник - специалист в своем деле, посоветовать быть самоотверженным и трудолюбивым. Все остальное не в вашей компетенции. В основной массе, родители в хоккей не играли. Кто играл, советов давать не будет. Не надо давать установку ребенку, как ему играть, какую избрать тактику. На это есть ТРЕНЕР.

- В одном из интервью Сергей Макаров сказал, что прекрасно помнит своего первого тренера. Его уроки, то, с какой теплотой и заботой он относился к мальчишкам, которые считали его своим вторым отцом. Сергей заверил, что все известные хоккеисты помнят своих учителей, поставивших их на коньки и привившие им любовь к хоккею, и объяснившие, что без труда на тренировках многого не добьешься.

- Я полностью согласен с Сергеем Макаровым. Труд первого тренера очень тяжелый и мальчишки помнят и не должны забывать тех, кто вложил в них частичку себя, привил любовь к хоккею. Для нас хоккей - любимое дело. Ты навсегда запомнишь первого тренера, его уроки и манеру говорить и показывать. На встречах ветеранов "Спартака" мы вспоминаем всех наших наставников с теплотой. Я уважаю своих тренеров, мы будем стараться улучшить свою работу, сообща решим, как это сделать. Будем идти только вперед. Постараемся сделать условия самыми лучшими для наших детишек, уменьшить утечку игроков.

- На ваш взгляд, школьный зачет дает больше плюсов или минусов для качества подготовки?

- Школа представляется шесть возрастами. Ее успех складывается из побед и стараний всех этих команд. Мы отслеживаем результаты по горячим следам. Переживаем за всех. В первую группу попасть очень сложно - высок уровень выступающих в ней команд. И если кто-то выпадет из обоймы вернуться крайне сложно. Школой бороться за успех, сообща, гораздо легче. Мы все болеем за свое дело и своих детей. Уделяем внимание всем, стараемся соответствовать уровню и беречь все то, что наработано. Хочу, чтобы мои тренеры с улыбкой приходили на свою нелегкую работу и с ней же уходили. Чтобы радовались дети и получали все то, на что они рассчитывают. Если мы любим хоккей, то переживаем за него на всех уровнях.

Газета Хоккей 6+ №7