95 лет со дня рождения Анатолия Владимировича ТАРАСОВА

Анатолий Владимирович Тарасов

ХОККЕЙ БЕЗ ТАЙН

Анатолий Владимирович Тарасов - яркая личность в истории отечественного хоккея. Он был великим игроком и великим тренером. 10 декабря 2013 года ему исполнилось бы 95 лет. Анатолий Владимирович многое сделал для того, чтобы хоккей в нашей стране развивался и культивировался. Огромное внимание он уделял детскому хоккею, следил за тем, как готовят смену юным игрокам. Большую ценность представляет его литературное наследие, в котором он рассказывает о том, как работать над собой, чтобы добиться хороших результатов. Предлагаем вашему вниманию некоторые заветы великого игрока и тренера, которые заинтересуют юных и взрослых хоккеистов, тренеров и родителей

Мне хочется упомянуть о проблеме, которая всех нас, тренеров, должна волновать. Многие ребята, придя в хоккей, уже на первых порах подают большие надежды. А когда им исполняется 13-14 лет, на них в игре просто любо-дорого смотреть. Но вот проходит несколько лет… и наша мечта не сбывается. Не получилось из парня ни сильного игрока, ни яркой личности. Для того чтобы играть во взрослой команде, одним не хватило мастерства, другим - каких-то иных игровых качеств, третьим - важных черт характера.

Бывает и так, здорово играет парень в хоккей, а вот капризен, чересчур себялюбив, высокомерен по отношению к товарищам, нарушает дисциплину. Он также, увы, потерян для хоккея. Да, я убежден, что в горниле хоккея мы, тренеры, можем и должны воспитывать настоящего человека, личность, достойную нашего времени. Это наш долг, наше призвание. Так почему же у нас не все получается?

Думаю, мы допускаем подчас педагогическую ошибку, когда в практике любого воспитательного процесса "делим" мальчишку на спортсмена и … человека. Может ли юноша, надежда наша, быть хорошим хоккеистом и одновременно слабым учеником в школе, инертным в жизни? Конечно, нет! Мы, тренеры должны вести оценку спортсмена на основе нравственных качеств, глубины знаний, участия в общественно полезном труде. Это фундамент, на котором должно строиться здание хоккейного мастерства. И хотя нам, тренерам, ох как хочется воспитать выдающегося вратаря, защитника или нападающего, нельзя сосредоточиваться только на этом. Пусть лучше парень не станет спортивной звездой, но из него получится надежный человек, достойный нашего общества гражданин. Тогда наша тренерская совесть будет чиста. Да и сам спортсмен будет благодарен годам, проведенным в хоккее.

Перед тем, как изложить более подробные рекомендации заинтересованным читателям, хотелось бы дать такие практические советы тренерам, родителям и юному хоккеисту.

ТРЕНЕРУ

Учебно-тренировочный процесс для юного хоккеиста должен быть радостным или, как мы говорим, эмоциональным. Но при этом и в меру сложным. Искусство тренера заключается в умении постоянно наращивать трудности упражнений. Если у парня на тренировке все хорошо получается, если он выполняет приемы без физического и умственного напряжения, без проявления, как мы говорим, волевого усердия, без особого старания и трудолюбия, не через "не могу", грош цена такой тренировке. И еще. Учите мальчишку тренироваться умело.

Это первый совет. А вот второй. В круг забот тренера обязательно должны входить вопросы нравственного воспитания и учебы хоккеиста. Нужно непременно держать связь со школой, с родителями. Не формально, а с большой заинтересованностью вести эту работу - вот в чем вопрос вопросов. Разве тренер может оставаться равнодушным к неряшливой прическе мальчишки? К его небрежному костюму? Может ли мириться с бедностью словарного "багажа" своего воспитанника? С поверхностным знанием сложных житейских вопросов?

И третье. Воспитывайте у мальчишек умение дружить. Ценить товарищество. С охотой участвовать в общественно полезном труде. Потребность прилагать усилия к укреплению коллектива. Ребята должны всегда занимать активную позицию в любых проявлениях жизни команды, коллектива.

РОДИТЕЛЯМ

Большинство из вас рассуждают так: лишь бы сын хорошо учился и примерно вел себя, а как он играет в хоккей - это уже не наша родительская забота. Важно осмыслить увлеченность ребенка, овладеть этим сильным рычагом, название которому хоккей. Ваши знания станут не только важным подспорьем тренеру, но и окажутся полезными, убежден в этом, в воспитании сына. Поверьте, это не умозрительное рассуждение. Все проверено практикой, жизнью.

Родители юных хоккеистов армейского клуба не раз высказывали благодарность спорту и тренерам школы. А родительский комитет хоккейной школы ЦСКА на фактическом материале вывел прямую зависимость увлеченности ребят в овладении мастерством, успехами в школе и самодисциплиной.

Ушла в небытие ходившая некогда поговорка: у родителей было три сына: двое умных, а третий - футболист. Познакомьтесь с биографией, жизненным путем наших выдающихся спортсменов. Вы убедитесь в том, что это всесторонне образованные, интересные и зрелые люди. И еще одна просьба к родителям. Знайте, сильным хоккеистом ваш сын никогда не станет без активной помощи семьи. Вам надо не только любить хоккей, но и досконально разбираться в нем. Как достичь высот мастерства? Стать сильным и ловким? Быстрым и мужественным? Мы все восхищаемся высоким хоккейным искусством. Но восхищаться искусством и постичь его - разные вещи.

И еще об одной проблеме. О воспитании спортивного характера. Что это за особый такой характер? Это характер беспокойный, боевой, самолюбивый, это поклонение дисциплине. Не раз приходилось слышать упрек в адрес нас, тренеров: мол, воспитываете из наших ребят мужественных драчунов. Не стану скрывать: мне всегда нравились такие спортсмены, которые умели постоять за себя на хоккейной площадке. Но назвать их драчунами… Спортивный характер  - это когда юный человек ни в чем не желает уступить сопернику. Но берет верх прежде всего мужеством, упорством, мастерством.

Хоккей - игра сложная. Без фантазии, упорства, терпения, без полной отдачи сил здесь мало чего добьешься. Больше того, трех разовых тренировок в неделю не хватит для того, чтобы мечта мальчишки стала действительностью, чтобы вырос он мастером, настоящим хоккеистом. Необходимо дополнительное - и немалое! - время на самотренировку. Мальчишка неважно стоит на коньках, не хватает скорости? Кататься! Кататься всю зиму, повсюду, где только можно: во дворе, на замерзших водоемах. Следует усилить техническую оснащенность? Развивать быстроту. Ловкость? Вновь нужны самостоятельные занятия. А кто первый в этом помощник ребенку? Ну, конечно же, родители! И мало, очень мало проку, если они свою роль ограничивают тем, что заставляют или поощряют сына посещать тренировки. Важно знать, чем и как он будет заниматься. И здесь, повторюсь, без знания хоккея, без контакта родителей с тренером не обойтись. И не поверхностные необходимы знания, а практические, деловые. Поэтому мы и даем в этой книге раздел "Советы родителям".

Хочу упомянуть об ошибках, которые нередко допускают не только родители, но и мы, тренеры. Часто сквозь призму времени мы видим в юноше того спортивного кумира, которому поклонялись долгие годы. И без учета индивидуальных особенностей парня, черт его характера как бы "подгоняем" его к "идеалу" по образу и подобию знаменитого в прошлом спортсмена. Не творим, а просто примитивно копируем. Но за одной педагогической ошибкой, как правило, следует и другая. Не менее пагубная. Давая рекомендации спортсмену, что-то требуя от него, мы постоянно "нажимаем" на исправление недостатков, слабых мест, забывая о сильных его качествах и чертах характера, которые нуждаются в развитии, совершенствовании. Запомните: совершенствуй сильное - исправляй слабое! В каждом мальчишке природа заложила какие-то сильные качества. Индивидуальность юного хоккеиста, особенности его двигательных навыков следует развивать, не жалея ни времени, ни сил. В этом случае юный хоккеист быстрее станет сильным игроком. Ни на кого не похожим - только лишь на себя.

РЕБЯТАМ

Вам одно пожелание. Трудитесь. Трудитесь много и осмысленно. Трудитесь на тренировке, в школе. Трудитесь дома, помогая родителям, трудитесь в дни школьных каникул. Трудитесь везде и повсюду, с улыбкой, в свое удовольствие. И тогда вы обретете запас силы и быстроты, станете ловкими и умелыми во всем.

Постарайтесь сделать так, чтобы любовь к труду стала вашей жизненной потребностью, чтобы труд и увлеченность всегда шагали рука об руку через всю жизнь.