ДИНАМО. Интервью с Владимиром Гладышевым

Владимир ГЛАДЫШЕВ: ЧУВСТВУЕМ ПОСТОЯННУЮ ЗАБОТУ КЛУБА

СДЮШОР "Динамо" летом переехало на новое место - в новенький ледовый дворец, что расположен в "Парке Легенд". Главный редактор нашего издания решил узнать, как динамовская школа чувствует себя в новых условиях. Для этого он встретился и побеседовал с заместителем директора динамовской СДЮШОР Владимиром Гладышевым.

- Владимир Иванович, к сезону 2015/16 вы готовились уже в новых условиях, в новом ледовом дворце. У вас был очередной переезд. Как он прошел? Какие условия получили ребята для тренировок и домашних игр? Что в связи с этим событием изменилось в жизни юных динамовских хоккеистов, тренеров, руководства школы?

- Переезд нашей школы под руководством ее директора Титова Михаила Федоровича произошел в июле, когда школьные команды были сначала на каникулах, а потом на летних учебно-тренировочных сборах. Практически, все команды, приехав со сборов, заняли свои собственные благоустроенные раздевалки. В нашем распоряжении хороший тренажерный зал. Отсутствие игровых залов мы стараемся компенсировать занятиями на спортивных сооружениях района. Уже нашли гимнастический зал площадью в 240 квадратных метров. Будем там заниматься гимнастикой, акробатикой. Ведем активный поиск игровых залов, поскольку они очень нужны для полноценного учебно-тренировочного процесса. Любые подвижные и спортивные игры способствуют развитию у детей игрового мышления, принятию нестандартных решений. С пониманием относится к нам руководство стадиона "Торпедо", что на Восточной улице (директор - Еленцева Елена Васильевна). Практически весь август и сентябрь большинство групповых занятий по ОФП проводились именно там - на большом футбольном поле, гандбольной площадке, беговых дорожках. Ведь хоккеистам, особенно юным надо не просто бегать, а уметь бегать на различные дистанции. Беговая подготовка - это фундамент для развития аэробных возможностей организма. Аэробные возможности - это краеугольный камень всей физической подготовки хоккеиста. Не будет качественной объемной аэробной подготовки, качество ледовых занятий снизится в разы.

В распоряжении нашей школы два ледовых поля: одно-на Тренировочной арене, другое-на Малой арене спортивного комплекса "ВТБ Ледовый дворец". Тренировочная арена оборудована складывающимися трибунами для зрителей до 500 человек, а Малая арена, уютная и комфортабельная, где фактически будут играть (и уже играют!) все команды школы, рассчитана на 3 500 зрителей

Наличие двух ледовых площадок позволяет нам планировать проведение тренировок в удобное для школьников время. Причем, это, в основном, полноценные полуторачасовые занятия. А такой объем ледовой подготовки уже предъявляет повышенные требования к тренерским кадрам. Ведь четыре занятия в неделю по полтора часа каждое надо рационально планировать, правильно чередовать и дозировать нагрузки, варьировать интенсивность упражнений. А для этого наставникам необходимо обновлять свой теоретический багаж. Здесь на первый план выходит тренерское искусство. Творчество, инициатива тренера у нас приветствуется, но нельзя забывать, что вся "произвольная программа" тренировки ложится на "обязательную". А основа выучки игрока - это его техническое оснащение - обученность технике катания, владения клюшкой и тактическая грамотность.

На мой взгляд, одна из основных проблем московского детско-юношеского хоккея заключается в том, что зачастую мы тренируем необученных детей. Подчас наставник, не "оснастив" ребенка должным образом технически, не обучив его индивидуальным и групповым тактическим действиям, требует в игре от подопечного невозможного. В результате, технико-тактические умения и навыки, "приобретенные" ребенком в тренировочном процессе, не получают должного "подкрепления" в игре и, зачастую, теряют для него игровой смысл. А ведь юные хоккеисты в процессе игры помимо физического и психического сопротивления со стороны соперников испытывают психологическое воздействие со стороны зрителей (нередко и своих родителей). Да еще тренер, мягко говоря, покрикивает. В результате мальчишки не всегда справляются с игровыми заданиями тренера, а иные и вовсе, можно сказать, впадают в ступор - они не могут толком сделать и то немногое, что умеют.

Одной из основных задач в работе школы является подготовка всесторонне обученных хоккеистов для системы команд ОХК "Динамо": ХК МВД, участвующей в чемпионате МХЛ и "Динамо" Балашиха, участвующей в чемпионате ВХЛ. Сегодня игроки молодежной команды школы,1999 г.р., ( чемпионы России в сезоне 2014-2015 г.г. -тренер Голубович С.В.) не только тренируются, но и принимают участие в официальных играх чемпионата МХЛ в составе команды ХК МВД.

В занятиях по общей физической подготовке с детьми младших возрастов основной упор мы делаем на комплексное развитие физических качеств, ловкости, гибкости, координации движений - как залог качественных занятий на льду по технической подготовке. Собираемся привлечь к занятиям на "земле" тренера по гимнастике. Хоккей-сложно-координационный вид спорта. Весьма проблематично вырастить профессионального хоккеиста из ребенка, не умеющего владеть собственным телом.

В занятиях на льду акцент на начальном этапе подготовки (7-10 лет) делается на качественное обучение техническим действиям, в дальнейшем их совершенствованию. Выражение "техника обслуживает тактику" актуально во все времена. Тренер может "подобрать" под соперника любую тактическую схему, но как ее будут выполнять его плохо технически подготовленные хоккеисты?

Некоторые родители приводят к нам ребятишек в полной уверенности, что если их дети прозанимаются в школе десять лет, то станут хоккеистами. И при этом они не задумываются, а нужно ли это самим ребятам. Между тем дети - это маленькие взрослые. Кому-то находиться в коллективе, тренироваться и играть - удовольствие, а кому-то интересно в одиночестве посидеть с удочкой на берегу реки, и никто такому ребенку не нужен, и хоккей-то ему не нравится, потому что в нем, с его точки зрения, много шума и суеты, а родители принуждают заниматься этим видом спорта.

- А тренер потом с этим ребенком мучается. Пытается ему что-то объяснить, показать, тратит на него время, которое мог бы использовать на других ребят, которые имеют желание и способности. И у наставника возникает своего рода раздвоенность. Он же не может кого-то обделить вниманием…

- По поводу внимания тренеров к обучаемым могу сказать, что мы сейчас практически завершили распределение тренеров по группам. У нас минимум по два человека работают с каждым возрастом - начиная с молодежной команды и заканчивая спортивно-оздоровительными группами. Пользуясь случаем, хочу сказать, что мы уже на достаточно серьезной основе используем в учебно-тренировочном процессе студентов специализации "Спортивная тренировка в хоккее" Московской государственной академии физической культуры, что находится в Малаховке. Это в обоюдных интересах, поскольку нам они помогают качественно проводить тренировки на начальной стадии обучения детей, а мы даем студентам возможность выйти на лед, попробовать себя в роли тренера. Два дня в неделю студенты участвуют в ледовых тренировках, по два-три человека обычно выходят на площадку, остальные анализируют происходящее на площадке, потом меняются местами. Привлекать студентов к проведению занятий мы начали с прошлого сезона. Так что желающих помочь нам в организации и проведении учебно-тренировочного процесса достаточно. Самое главное - отладить в этой работе все звенья, выстроить систему. В школе должна быть именно системная работа. Тем более что жизнь не стоит на месте: кто-то из наших специалистов уходит на повышение, кто-то заканчивает работу. И при системной работе новому наставнику, когда он примет команду, будет гораздо легче выстроить свои взаимоотношения с подопечными. Да и детям не надо будет кардинально "подстраиваться" под нового тренера.

Еще раз подчеркну чрезвычайную важность творческого подхода тренера к работе. У нас в школе трудятся пятнадцать наставников. И очень хорошо, что у каждого из них есть свой взгляд на то, как надо готовить игроков. Но это должно быть дополнением к общим требованиям к тренировочному процессу на многолетнем этапе подготовки хоккеистов.

Очень надеемся на продуктивную работу отделения хоккея СДЮШОР "Динамо", расположенного в торговом центре "Рига Ленд", что на 9-м километре Новорижского шоссе. Под руководством заслуженного мастера спорта Вышедкевича Сергея Иосифовича, заместителя директора СДЮШОР "Динамо", там занимаются с детьми 2007 -2010 г.г. рождения опытные тренеры школы. Со временем из двух групп занимающихся на Автозаводской и на Новой Риге сформируются команды одного возраста, которые будут защищать честь СДЮШОР "Динамо" в соревнованиях, проводимых федерацией хоккея Москвы.

Большим подспорьем для нашей школы является спортивный интернат, расположенный на улице Правды. Иногородние воспитанники школы окружены там теплом и заботой педагогического коллектива, возглавляемого директором интерната Синюковой Валентиной Сергеевной.

- Видя такую большую работу и те возможности, которые вам сейчас предоставил клуб, можно рассчитывать на еще более продуктивную работу динамовской школы.

- Конечно, будем стараться оправдать эту заботу. Хочу через ваше издание выразить огромную благодарность руководству хоккейного клуба "Динамо", и в первую очередь, генеральному директору Андрею Николаевичу Сафронову, финансовому директору Елене Георгиевне Скорик, главному бухгалтеру Ирине Васильевне Петровой, техническому директору Алексею Евгеньевичу Панфилову, начальнику административно-хозяйственной части Олегу Валерьевичу Бертману и другим сотрудникам. Клуб заботливо и доброжелательно, с полным пониманием относится к решению проблем нашей школы, всегда идет нам навстречу, поддерживает практически во всех начинаниях.

- Надо полагать, такое отношение поднимает настроение и вам лично, и всему тренерско-преподавательскому, административному составу. Да и родители не могут не чувствовать такую заботу клуба о школе. Понятно, что перед вашим коллективом в нынешнем сезоне стоят серьезные задачи. Конечно, трудно сразу воплотить в жизнь все задумки. Но, тем не менее, думаю, при таком положении дел, которое обрисовали вы, многое у вас получится.

- Я далек от мысли, что у нас появилась волшебная палочка, по мановению которой все резко изменится к лучшему. Да, материально-техническая база у школы сейчас вполне приличная. Тренерские кадры квалифицированные. Детей, по возможности, тоже отбираем - стараемся, чтобы у нас занимались объективно наиболее способные дети. Таланты. Будем очень рады, если таковые "попадутся" в наши руки! Но их - единицы! А ведь нам надо повышать и уровень обученности ребят среднего уровня подготовленности. Если мы это сделаем, то тогда и школа "Динамо" шагнет вперед. Да, очень хочется выигрывать, занимать высокие места. Но во главе угла не должна стоять победа любой ценой. Мы не собираемся проводить все матчи в полтора-два звена, чтобы собирать урожай очков. Хотя, иной раз, чтобы переломить ход игры, и такой прием можно использовать. Но злоупотреблять этим не стоит. Полноценное развитие, игровую практику должны получать все ребята. Если дети не участвуют в соревнованиях, то тренировочный процесс гораздо менее продуктивен.

- Ведь игра - это как контрольная работа. Ребенок показывает, чему он научился. А если он не играет, то и оценки не получит.

- Именно так. Спасибо Вам за интересные вопросы. Мы всегда открыты для диалога и сотрудничества с вашей редакцией.