Специалисты. Тренер-психолог

Евгений ЛАПИН: 

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Сегодня у нас необычный собеседник - один из самых известных воспитанников липецкого хоккея Евгений Лапин, в послужном списке которого значатся выступления за ярославское "Торпедо", новокузнецкий "Металлург", столичные "Динамо" и ЦСКА, питерский СКА, ХК МВД, пермский "Молот-Прикамье" и новосибирскую "Сибирь". В данный момент, Евгений решил сосредоточиться на тренерской деятельности и не просто в качестве наставника команды, а как тренер-психолог.

- Почему вы выбрали такое направление, как психология? Зачастую, ваши коллеги, по окончанию карьеры становятся на тренерский мостик. Вы же решили углубиться не только в подготовку спортсменов, но и в их психологию?

- Я закончил педагогический университет в Ярославле, на кафедре физического воспитания. А потом прошел переподготовку с уклоном в сторону психологии, которой всегда интересовался. Поработав генеральным менеджером команды мастеров, я понял, что это не мое. Поэтому вспомнил о своем образовании психолога, реши попробовать себя именно в этой сфере. Свое обучение я продолжаю, дополнительно развиваюсь, повышаю квалификацию. Изучаю психоанализ, психотерапию. Планирую заняться вплотную группой анализа.

- Этой теме мы обязательно посвятим отдельный материал. Она объемная и сложная. Сегодня хотелось бы поговорить о работе психолога в спорте. В настоящее время многие специалисты к этому приходят - эмоциональное состояние спортсмена напрямую влияет на его результат.

- Не могу сказать, что большинство представителей спортивных школ, центров спортивной подготовки правильно понимают, зачем им нужен психолог и нужен ли вообще. И очень часто сталкиваешься с непониманием того, что делает психолог, в чем смысл его работы со спортсменами. Обращения есть, но пока люди побаиваются и не понимают до конца, что за человек - психолог.

В клубе я занимаюсь оказанием психологической поддержки не только ребятам, но и тренерам. Наставнику зачастую не к кому обратиться. А в какие-то периоды неудач им очень сложно. Необходимо выговориться, объяснить причину своего состояния. А не выливать негатив на мальчишек. Есть некоторый момент тренерского одиночества. Не всегда ты можешь пойти и все рассказать директору, коллегам по работе. Не каждый поймет правильно, сможет адекватно оценить ситуацию. Также, не все открыты для общения и имеют дружеские отношения в коллективе. Вот в такие моменты помогает психолог. Он может просто выслушать, может что-то прокомментировать, являясь незаинтересованным лицом. Есть человек рядом, на которого можно опереться. Мне удобно работать в клубе еще и потому, что ко мне можно обратиться не только за психологической консультацией, но и с вопросами, касающимися хоккея. У нас налажен контакт с ребятами, ко мне приходят и обращаются по многим вопросам, в том числе и психологическим. Также я выхожу на лед с ребятами. Я могу видеть и корректировать какие-то моменты. Иногда не всегда проблемы ребенка в том, что он не успевает физически, а в каком-то психологическом аспекте. Идет коррекционное воздействие непосредственно на площадке. Не только психологическое, но и технико-тактическое в том числе. Работа очень интересная, но, скажу честно, пока есть немало сложностей.

- Вы, как отец двух юных хоккеистов, знаете, насколько важен адекватный настрой родителей на занятия их ребенка. В среде родителей юных хоккеистов, пожалуй, тоже большой фронт работа для психолога.

- Основную поддержу детям оказывают родители, являясь той опорой для ребенка, на которую он всегда может положиться. Поэтому здесь необходима неотъемлемая часть работы не только с детьми, но и их родителями. У родителей есть возможность обратиться с любыми вопросами, какими-то страхами и проблемами. Нередки случаи, когда мне звонят родители, и мы разговариваем часами, потому что у них многое накипело. Людям важно понимание того, что им есть к кому обратиться с их вопросами. Что их поймут, выслушают и поддержат. Моя задача разбираться с возникновением лишних негативных эмоций.

- Когда вы ставили на коньки своего первого сына, это была ваша инициатива? Или у него, глядя на вас, изначально было желание повторить ваш спортивный путь?

- Отдавали в хоккей целенаправленно. Хоккей достаточно структурирует жизнь ребенка. Есть четкое расписание, эмоции, связанные с игрой и командой, ощущение общности с коллективом. В игре развиваются такие замечательные качества, как конкуренция, взаимодействие, старание. Все это очень пригодится в жизни. В нашей семье жестко не стоит вопрос о том, чтобы дети стали профессиональными хоккеистами. Зная обо всех подводных камнях этой профессии, я ни в коем случае не стал бы настаивать на ней. Если они захотят продолжить, я окажу им свою поддержку и помощь. Я не считаю, что есть необходимость давить на детей и силой заставлять принимать какие-то решения.

- Вы тренировались в Ярославле?

- Я воспитанник липецкого хоккея. В шестнадцать лет переехал в Ярославль. Сейчас могу сказать о том, что в городе за короткий срок смогли создать хорошую школу.

- Много ли из тех, с кем вы занимались, стали хоккеистами?

- В детской команде Ярославля я не играл. Выступал сразу за фарм-клуб. Тогда из стен ярославской школы вышли известные всем мастера - Денис Швидкий, Антон Бут, Дмитрий Афанасенков, Сергей Кузнецов.

- С кем-то из липецкой команды вы общаетесь?

- Да, конечно. Нас тогда вышло в игроки четыре человека. Михаил Баландин погиб в 2011 году в авиакатастрофе, являясь игроком "Локомотива", а с Денисом Тюриным мы играли почти все время в связке. А в целом, поддерживать отношения сложно, когда такая работа, семья.

- Вы сказали уже о том, что хоккей многое воспитывает, и многому учит. Дети учатся нести ответственность за свои ошибки…

- В хоккее ведется хорошая конкурентная борьба и все это хорошая школа для мальчишек. Наши спортивные школы выпускают командных игроков, которые могут придти в другую отрасль и не затеряться там. В любом случае, на площадке воспитывается характер.

- Черпаете ли опыт из своей спортивной жизни?

- Да, и по-моему это естественно. Многое основано на моем опыте. Подсказываешь мальчишкам, как избежать попадания на грабли, о которые сам расшибал себе лоб. Мы в любом возрасте совершаем ошибки, уж такова жизнь. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Встав впервые на коньки  ребенок или взрослый обязательно падает. Так во всей жизни. Главное, вставать после падения и идти вперед.