Тренеры. Спартак-2004

Николай СЕРГЕЕВ:

Техническая подготовка - это основа мастерства хоккеиста

Своими впечатлениями о выступлении своих подопечных в нынешнем сезоне поделился наставник команды Спартак 2004 года рождения Николай Сергеев.

- Этот сезон начался как никогда поздно. С каким настроением ваши игроки подошли к этому сезону? Как готовились к нему и что планировали?

- Да, действительно, в этом году чемпионат стартовал позднее ровно на месяц в октябре. Слишком поздно мы узнали о том, что сроки старта чемпионата будут перенесены. К сожалению, изменений в летнюю подготовку мы не вносили, но было бы правильно завершить предсезонную подготовку под конец месяца августа.  Летние сборы дневного пребывания команда проводила в Москве, на стадионе "Локомотив". Все было выполнено согласно плана подготовки. С нами совместно работал научный методист юниорской сборной России - Александр Смирнов.

В процессе подготовки использовалась командная система Polar Team System 2 (технология контроля сердечного ритма). Система позволяет следить за изменениями сердечного ритма спортсмена во время учебно-тренировочного занятия. Это очень удобно, так как во время тренировочного процесса у нас появилась возможность наблюдать на мониторе за изменениями сердечного ритма юных хоккеистов при той или иной нагрузке. Объективная информация о состоянии юных хоккеистов получена. Анализ полученных данных позволил внести соответствующие корректировки в учебно-тренировочный процесс на текущий учебный год.

В течении подготовительного этапа происходило формирование спортивного коллектива, сплочения юных хоккеистов и вырабатывался здоровый психологический микроклимат.

Важное значение имела проблема комплектования команды. Смогли просмотреть ряд новых игроков. В составе есть изменения, команду пополнили новые ребята. На сегодняшний день мы имеем пять полных пятерок игроков и четыре вратаря.

Что касается целей, то перед детьми всегда стоит цель повышения их технической подготовки, разучивание основных приемов техники, изучение обманных движений на льду и на земле, изучение индивидуальных и групповых тактических действий, овладение основами соревновательной деятельности по хоккею. Все мы знаем, что техническая подготовка - это основа мастерства хоккеиста. Наша задача: соблюдать все правила обучения на  данном возрастном этапе, согласно методике обучения, давать правильные упражнения, которые позволяют детям двигаться вперед и повышать свой уровень.

- Этот сезон, по сравнению с предыдущими, имеет некоторые изменения, например, игра в один состав, контактный хоккей и третий момент, игра в зачет школы, что наверняка наложило определенную ответственность на ребят. Сложно ли дался этот переход как вам, так и игрокам?

- Игра в пять пятерок по ходу сезона достаточно болезненный вопрос для родителей и самих игроков. Тренеру перед матчем необходимо выбрать сильнейших из тех, кто будет выходить на лед на игре. И мы понимаем, что не всегда игровое время будет выделено для всех одинаковое. Все контрольные игры перед сезоном команда провела, играя всеми пятью пятерками. Первые матчи чемпионата мы продолжали играть согласно протоколу заявочного листа в четыре звена. Как показала практика, к сожалению, теряется темп игры и каждая команда, выпуская четыре звена, лишает своих лидеров игрового времени.

Все команды играют на результат сильнейшими игроками, часто в два звена до определенного момента в игре. Поэтому в некоторых матчах мы стараемся играть в три звена, не смотря на то, что в заявке имеем четыре пятерки. Даем мальчишкам возможность проявить все свои лучшие качества. Выпускаем на лед сильнейших по истечению определенных отрезков времени. Кто в тот момент выглядит наиболее уверенно, тот и получает игровое время. Абсолютно такой же выбор вратаря на игру, все по спортивному принципу, сильнее, надежнее, лучше проявляешь себя на тренировках - играй и помогай команде.

Действительно в играх добавилась силовая борьба. Единоборства происходят практически на каждом участке площадки. Многие ребята оказались к этому не готовы. Порой, игра бывает достаточно жесткой, с большим количеством контактов. Даже играя по правилам, можно получить травму. Да и достаточно болезненно, когда борьба идет у бортов. Где-то приходится ловить шайбу на себя, часто попадет в не защищенные места. Вот в такие моменты проявляется характер каждого юного хоккеиста. Этот тот внутренний стержень, который в будущем позволит добиться многого. Порой, сильный характер побеждает более талантливых и способных. На тренировках мы стали уделять больше внимания изучению приемов силовой борьбы. Объясняем, как правильно провести силовой прием, принять удар на себя, как правильно располагаться возле бортика, как правильно ставить руки и ноги, чтобы избежать травм, которые могут быть серьезными, при незнании техники силовой борьбы. Нередки случаи, когда мальчишек захлестывают эмоции и они играют очень грубо и опасно. В этот момент всегда выручает вмешательство рефери. За грубые нарушения мы всегда своим ребятам делаем серьезные замечания. Каждые две минуты штрафа для команды даются очень тяжело. Нужно понимать, что на игру в неравных составах выходят определенные игроки, которые должны выстоять штрафное время и помочь команде не пропустить шайбу. Соперник их выматывает за этот отрезок времени, и хорошо, если удается провести смену. Все понимают, что за две минуты штрафа устают все, кто обороняется, в особенности вратарь, который должен отражать большое количество бросков. И поэтому та четверка, которая отстояла, затем четыре-пять смен приходит в себя. На этой усталости они не покажут яркости в атаках. Тот игрок, который получает удаление в зоне соперника, совершает грубую ошибку, подводя команду. Мы боремся с этим, еженедельно просматриваем видео с прошедших игр, анализируем качество игры команды, смотрим игровые моменты нарушений. Стараемся после каждой игры делать выводы и работу над ошибками. Игрок должен видеть себя со стороны и понимать, что он сделал не правильно, а что правильно.

- Добавляет ли ответственности тот момент, что команда играет в зачет? На примере Игр в Сочи мы можем говорить о том, что переживания за командный результат, еще больше сплачивает людей. Вспомним наших фигуристов…

- Хоккей - командный вид спорта. И выходя на каждую игру ребята понимают, что есть определенная ответственность перед всей командой, партнером по звену, руководством школы. И то, что наши юные хоккеисты с этого года играют в зачет, многое меняет. Это совершенно другая обстановка в коллективе. На каждую игру команды настраиваются так, чтобы победить, но везет сильнейшим и тем кто правильно играет и допускает меньше ошибок. И каждый наставник находит нужные слова, чтобы настроить команду должным образом. Не могу сказать, что мы давим на своих игроков результатом, но каждый раз напоминаем, что родная школа, в которой они обучаются хоккею, имеет полное право на отдачу от каждого из них в виде положительных очков. Ребята это понимают. Мальчишки уже достаточно хорошо изучили своих соперников. Все психологические состояния, которые игроки испытывают во время матчей, идут им на пользу. Юные хоккеисты становятся крепче, учатся регулировать свои эмоции. Пока это удается не всем. И те дети, которые пока, к сожалению, контролируют себя не очень хорошо, оказываются чаще на скамейке запасных, потому что допускают немало ошибок и пока не готовы идти к результату. Но это временно. Пока чаще на лед выходят те, кто готов бороться на каждом сантиметре площадки и доказывать, что может влиять на результат.

- Анализируя уже сыгранный отрезок чемпионата, со всеми ли задачами вам удалось справиться? Над чем еще предстоит серьезно потрудиться?

- Заканчивается первый круг чемпионата, и мы практически сыграли со всеми командами. В этом сезоне все коллективы усилили свои составы, начиная с вратарской линии и заканчивая полевыми игроками. Это очень интересный детский чемпионат. И мне кажется, родителям нравится та плотность турнирной таблицы, которая есть сейчас. Но я все-таки выделил бы две команды - ЦСКА и "Динамо", которые немного оторвались от остальных. Но если внимательно изучить нашу турнирную таблицу, то можно отметить, что на призовые места могут претендовать еще пять-шесть команд. То, что команды находятся достаточно плотно друг к другу, добавляет остроты в турнирную борьбу. Каждый тренер должен понимать, что он работает на благо молодежного и взрослого хоккея. Чтобы там оставались хорошо обученные игроки, с хорошими хоккейными знаниями, техникой и игровым мышлением. На протяжении всех лет обучения тренер отбирает в команду наиболее способных и перспективных. Старается определить будущего каждого. Многие игроки заблуждаются в том, что они, имея некоторый талант и задатки, могут особенно себя не утруждать и всегда будут на голову выше по подготовке тех, кто рядом. Это распространенное заблуждение, потому что каждый возрастной этап меняет позиции занимающихся хоккеем. И хочу напомнить родителям и детям, что талант - это производное слово - природная основа человека, помноженная на колоссальный труд юного хоккеиста. И, зачастую, тот ребенок, который обладает характером, трудится изо дня в день, посещая тренировки, возможно, обойдет более талантливого, но менее целеустремленного и трудолюбивого. Это то правило, о котором мы все время напоминаем ребятам. Трудится необходимо не покладая рук. Это очень сложно, никто не говорит, что будет легко. Самая лучшая награда для наставника, когда его ученики пополняют состав команд мастеров. Приятно общаться с ними, видеть, что твоя работа не прошла даром.

- Вы поддерживаете общение со своими учениками?

- Мы общаемся по возможности, всегда рады видеть друг друга. Недавно, на закрытии учебного года в мае у нас проводилась прекрасная игра, в которой скрестили клюшки игроки 2004 года рождения и старшие выпускники нашей СШОР, с которыми мне довелось поработать. Среди них были игроки -  обладатели Кубка Харламова, победители молодежного Кубка Мира, один ученик из судейского корпуса ФХМ. Ребята пробиваются в команды мастеров, играют в МХЛ, ВХЛ и за рубежом. Самый известный из моих учеников на сегодняшний день игрок хоккейного клуба "Спартак" Вячеслав Лещенко, серебряный призер молодежного чемпионата Мира. Со всеми стараюсь поддерживать теплые отношения. Мне пришлось работать с разными возрастами на определенных этапах обучения. Команда 2004 года рождения, это первая команда, которую я веду с набора. Я всем своим ученикам желаю удачи от всей души, чтобы они нашли свое место в спорте, здоровья и всего самого лучшего.