Тренеры. ЦСКА-2004

Владимир КРАМСКОЙ:

Каждый способен побороться за место под солнцем

О своем коллективе рассказал наставник команды ЦСКА 2004 года рождения - Владимир Крамской. В недалеком прошлом Владимир сам выступал за профессиональные клубы Российского хоккея в амплуа защитника. Имея огромный опыт и большое количество игрового времени, нынешний тренер юных армейцев и старший тренер школы ЦСКА дает свои комментарии к выступлению команды в текущем чемпионате.

- В этом сезоне команды 2004 года рождения начали играть, так скажем, в более взрослый хоккей. Перешли на игру в один состав, в отличие от прошлого года. Появились силовые единоборства. Как происходила адаптация ваших хоккеистов к этим изменениям? Пришлось ли столкнуться с проблемами во время комплектования состава?

- Переход от игры в два состава к одному - рабочий процесс, который происходит во время тренировочных занятий. Летом выезжали в тренировочный лагерь, где посмотрели также и новых игроков. Произвели отсев тех, кто не смог выдержать необходимой нагрузки и ритма, кто не соответствовал на данном этапе уровнем своего игрового мышления. Всех мальчишек, которые не закрепились в составе, но имеющих хороший потенциал порекомендовал в другие коллективы. Нельзя их задерживать в команде, чтобы они просто сидели и смотрели со скамьи запасных на своих товарищей. Всем необходимо развиваться и получать игровую практику. Мы расстались спокойно, с пониманием. В частности, Сергей Захаров сейчас играет в "Белых медведях", Данила Станиславский много проводит на льду в "Спартаке". Я рад за каждого из ребят, нашедших место в составе других команд. Что касается тех, кто остался, то уже сформировался костяк коллектива, ребята смогли притереться друг к другу. До этого, играя в два состава, они были разбросаны по разным пятеркам. Могу сказать, что получились достаточно хорошие три пятерки, игроки четвертой пятерки находятся в постоянной ротации. Я постепенно подпускаю их к играм с сильными командами. Это игроки - на перспективу и у них есть возможность пополнить первые три звена. Уверен, что у них все получится. 

- Подобная ситуация создает здоровую конкуренцию в составе, дает дополнительный стимул мальчишкам тренироваться с полной отдачей.

- Не могу с этим не согласится. В любом виде спорте, безусловно, конкуренция - двигатель прогресса спортсмена. У всех ребят разное физическое развитие, но каждый имеет возможность тянуться за лидерами, возможно, становиться сильнее и лучше. Всем игрокам дается шанс проверить свои силы.

- У вас есть возможность следить за своими бывшими воспитанниками, которые перешли в другие команды? У них есть шанс вернуться в армейскую команду?

- Конечно, у каждого есть шанс вернуться. Например, я всегда нахожусь на связи с наставником "Белых медведей" и он моим бывшим игроком очень доволен. У мальчишки хорошие перспективы. Если он окрепнет и прибавит, мы с радостью ждем его снова к нам. И хочу отметить, что я не убрал парня из состава, а дал ему возможность развиваться и получать игровую практику. Это разные вещи.

- Ни для кого не секрет, что армейских тренеров нередко упрекают в том, что имея хорошую базу, они производят отбор игроков, выбирая лучших. Но в то же время, вы отдаете своих игроков в другие команды, где они не на последних ролях…

- Это стереотип, что ЦСКА только обирает, не воспитывая своих игроков. Если посмотреть сейчас на команды первой группы, то все мои игроки, перейдя из ЦСКА, продолжают выступать за команды первой группы - "Динамо", "Белые медведи", "Спартак", "Крыль Советов". Они все прошли школу ЦСКА. Да, идет ротация, игроки меняются, приходят более сильные - это спорт. Некоторые наставники уговаривают своих детей не идти в хорошие коллективы и не расти в спортивном плане - это другое дело. В этом случае тренеры прикрывают свою спину, чтобы где-то во второй группе занять какое-то место, придерживая мальчика, не давая ему возможности развиваться. Это ни есть хорошо. В подобной ситуации, я бы на месте родителей задумался о дальнейших перспективах. Ради интереса ребят они могут посмотреть статистику каждой из команд. Узнать, сколько и откуда вышло игроков. К нам из разных школ приезжают мальчишки, которые хотят заниматься в ЦСКА. Я считаю это нормально, каждый может попробовать поиграть с нашими хоккеистами и увидеть свой уровень. Если парень не тянет, конечно, его не возьмешь. Даешь рекомендации по индивидуальным тренировкам. В этом году пришел мальчик из "Атланта", смог проявить себя и зарекомендовать и сейчас на хорошем счету в команде. Никто и никому не мешает завоевывать свое место под солнцем.

- Нередко наставники команд второй группы говорят своим лидерам о том, что в их команде они получают много игрового времени и перейти в коллективы первой группы ребята всегда успеют и торопиться с этим не надо. Они мотивируют тем, что мальчик опыта больше наберется во второй группе, чем в четвертом звене команды первой группы. Насколько можно развеять этот стереотип?

- Мне кажется, этот стереотип разрушен давно. Наставники, которые успели поработать во времена советского хоккея, должны помнить, что всегда была некая пирамида построения хоккейного пути. В 90-е годы это немного видоизменилось и мы помним, какой тогда был провал в хоккее. Сейчас многое вернулось и возродилось. Например, турнир на призы клуба "Золотая шайба", затем турниры младших возрастов на Кубок Москвы, соревнования второй группы, затем первой, турниры на уровне Чемпионата России - все это своего рода пирамида. В те времена также находили талантливых и способных мальчишек на турнирах, в дворовых командах. Так и сейчас, жаль терять перспективного игрока второй группы, не дать ему шанс, если на то есть возможность. Возьмем Уральский регион - там все школы работают на профессиональные и известные всем клубы, в Казани все работают на "Ак Барс", так как и в Ярославле на "Локомотив". Там все шесть школ конкурируют между собой, работая на одну команду мастеров, по сути. Если мы посмотрим на опыт Канады и Соединенных Штатов Америки, то там тоже очень много школ различного уровня, которые выводят ребят в школы более высокого уровня. Они проводят тренировочные лагеря ежегодно и отбирают лучших. И любая команда каждый год меняется наполовину. Там колоссальное количество детей занимается хоккеем, в отличие от России. Поэтому у них намного больше хоккеистов. Этот вид спорта активно культивируется, строится много катков, привлекаются СМИ к освещению различного уровня турниров. Интерес всегда только растет и подогревается. В этом плане мы от них очень отстаем.

- Как вы закладывали основы силовой борьбы перед началом этого сезона? Как мальчишки освоились?

- Постепенно к этому элементу мы стали подходить еще в прошлом сезоне. Я не препятствовал каким-то игровым столкновениям. Да, были удаления, но появлялась возможность, объяснить игрокам, как надо действовать в таких ситуациях. За применение силовых приемов я не ругал. Отчитывал за грязную игру с нарушениями, за подножки, толчки на борт и удары по рукам клюшкой. В этом сезоне к игре с силовой борьбой команда перешла достаточно легко. Ничего нового для себя ребята не увидели. Потому что мы работали с ними в этом направлении. Была проведена хорошая работа на земле, укреплен торс, ноги и прошла общая физическая подготовка. Чтобы детям было не страшно сталкиваться с соперником они должны быть готовы физически. Понимание того, как надо выполнять силовой прием на практике придет со временем. Пока мы стараемся все показать и рассказать в доступной манере во время тренировочного процесса. Много совокупных факторов должно быть выполнено, чтобы ребенок был готов к силовому приему и мог его правильно произвести.

- Если говорить о школьном зачете, то уже сейчас отдают ваши игроки себе отчет в том, что они играют не только на престиж своей команды, но и всей школы в целом? Некоторое время назад, многие были сами за себя, а школьный зачет все-таки, возвращает элемент патриотического воспитания, некогда утраченного нами…

- Вы совершенно правильно отметили про патриотизм. Благодаря нашему спонсору "Роснефть", у нас возродился музей ЦСКА, в котором можно увидеть историю клуба. Также есть музей детской школы. Все это находится в холле, где дети постоянно бывают, они все это видят и изучают. Понимают, в каком клубе, с какими богатыми традициями и историей, они тренируются. Проводятся встречи с ветеранами хоккея. Перед началом сезона я поздравил их с поступлением в первый класс школы ЦСКА. До этого, можно сказать, они были в детском саду. Если сейчас посмотреть на состав первой команды армейского клуба, то в ней немало воспитанников СДЮШОР ЦСКА. Это большой стимул для хорошей работы над собой каждому хоккеисту, который мечтает о профессиональной карьере. Мальчишки хорошо информированы о команде, с большим удовольствием ходят на хоккей.

- Ваше отношение к системе подсчета очков школьного зачета? Это ведь, своего рода дополнительное соревнование, которое, пожалуй, захватывает не меньше, чем игры.

- Зачет школы это, безусловно, престижно. Тем более, что в последние два года мы побеждали в нем. Да и школа ЦСКА с богатыми традициями, поэтому ответственность на игроках лежит большая. Армейцам все время приходится бороться для того, чтобы подтвердить свой чемпионский статус. Другим в этом отношении проще, они идут вперед, борясь за каждое очко. Удержать всегда сложнее, чем добиться победы. Здесь ответственность в большей степени лежит на тренере. Как он сумеет сформировать состав, провести предсезонную подготовку, выстроить свою работу с командой в течение сезона. К игре с каждым соперником необходимо готовиться очень серьезно. И это тоже задача тренера. Никогда не бывает все ровно, в любой команде бывают спады. И в такие моменты наставнику необходимо суметь изменить ситуацию. Помочь удержаться коллективу на заданной высоте. Вот подобная ситуация сложна в большей степени для наставника, а не для команды.

В детском хоккее не так много игроков, которых можно безболезненно заменить в случае травмы или болезни. Поэтому мы стараемся давать возможность играть всем, чтобы был опыт. Все занимаются абсолютно одинаковое количество времени. Чтобы игроки были одного уровня. Росли в своем мастерстве.