Школа. Локомотив-2004. Продолжение

Николай Казакевич: Наша задача - воспитывать личность

Продолжает разговор о хоккейных буднях наставников  школы “Локомотив-2004” старший тренер СДЮШОР Николай Степанович Казакевич.

- Николай Степанович, в любом виде спорта основным действующим лицом является тренер. В хоккее - это тот человек, который работает с коллективом и каждым игроком отдельно. Его задача набрать, обучить, увидеть в каждом потенциал и индивидуальность, суметь это развить. Вашей школе не так много лет, но ее команды сумели хорошо себя зарекомендовать. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как происходило формирование тренерского коллектива?

- Я на своем посту нахожусь всего три года, до этого вел активную тренерскую деятельность.  На начальном этапе в плане подбора кадров проблемы были, да они и сейчас остаются. Основным принципом при рассмотрении кандидата на тренерскую должность был и остается тот факт, что предпочтение отдается тем наставникам, кто воспитывался в стенах ярославской школы, или играл в рядах ее коллективов. Мы хотим сохранять и продолжать наши традиции. Потому что ребятам, которые прошли нашу школу, и тем более, поиграли на высоком уровне, все близко и понятно. Также, для нас очень важны человеческие качества наставника. Мы всех кандидатов, которых приглашали попробовать свои силы в подготовке наших коллективов, принимали с испытательным сроком. Самое важное в педагоге-тренере, это его любовь к детям и хоккею. Чтобы было желание постичь эту сложную, но очень интересную профессию. Не скрою, проблемы есть. В основном работать приходят молодые ребята. Опыта у них, конечно, маловато. Но большинство с огромным интересом работают. Есть и те, у которых огромный тренерский потенциал. Среди наших тренеров встречаются и трудоголики - позитивные и положительны и, не скрою - откровенные лентяи. Но мы работаем над ошибками, верим в лучшее, повышаем квалификации каждого - в прошлом году прошла аттестация тренерского состава. Каждый тренер должен повышать свой профессиональный уровень, создавать свои наработки в направлении детского хоккея. В клубе идет работа полным ходом по созданию программы по хоккею. Со всеми ее направлениями и методиками в детском хоккее. В ней четко все будет прописано - что и когда делать, как, зачем и почему. Когда программа будет готова, всем будет проще работать. Можно будет найти ответы на многие вопросы. Я, думаю, движение и развитие будет постоянно.

- Как происходит работа над программой? Какие привлечены к этому специалисты?

- Все знаю, что спорт не стоит на месте. Происходит постоянно что-то новое, появляются различные тенденции и системы методик. У нас на протяжении последних трех лет, два-три раза в год приезжали специалисты из Швеции и Финляндии, Канады и Америки. Они проводили семинары для наших тренеров. Мы все внимательно слушали и изучали, делали свои выводы. Сейчас у нас работает канадец над разработкой этой программы. Каждую неделю все, что там пишется, обсуждается с нашими тренерами. Все это для того, что каждый был соучастником в работе над этой программой, для дальнейшей ее реализации с наименьшими потерями и ошибками. Там обобщается опыт нескольких стран, где культивируют хоккей, в частности опыт шведских, канадских и финских тренеров. Мы просматривали все предоставленные программы, по которым работают наши зарубежные коллеги. Сейчас на основе всего этого материала, присовокупив, в первую очередь наш, советский опыт, работаем над программой.

- В последнее время в ФХР не редко стали поговаривать о единой программе обучения хоккею. Имеете ли вы в этом плане контакт с представителями Федерации? Или, может, они обращаются к вам?

- Здесь ситуация несколько парадоксальна. Если только вдруг мы проигрываем в хоккей на Олимпийских играх, то в течение короткого промежутка времени начинаются громкие заявления о том, что вот сейчас, начнем развивать детский хоккей, будем разрабатывать новые программы, создадим хорошие условия для работы тренеров, сделаем для них достойную заработную плату и так далее. Потом это все утихает и все идет, как было. ФХР занимается проблемами всего нашего хоккейного хозяйства. Но ничем в отдельности. А развитие хоккея возможно с привлечением масс,  разработкой грамотных методических пособий, планов и программ, проведением семинаров и обучением тренеров. Практически ничего этого нет. И что касается наших начинаний, то это инициатива нашего клуба.

- Какое-то время назад, в белорусском местечке, под названием Стайки, что под Минском, проходили семинары, где наставникам детских команд были предложены темы, на которые они высказывались, делились опытом. Может, стоит возродить подобные встречи?

- Все то, советское, передовое, не побоюсь этого слова, мы, к сожалению, подзабыли. Наши зарубежные коллеги приняли все лучшее от советского хоккея, мы же в свою очередь, переняли у них много сомнительного… Если вспоминать времена Тарасова, то соревнования "Золотой шайбы" проводились при серьезном методическом подходе. После турниров проводились семинары тренеров, при участии, порой, не одной сотни наставников. Я присутствовал на них. Все нюансы обсуждалось, указывались ошибки, находились пути их решения. Практически все тренеры в то время, неоднократно бывали на каком-либо семинаре. А проводились они часто, после различных первенств и соревнований. В настоящее время нечто подобное было, если мне не изменяет память, в 2000 году в Санкт-Петербурге, после мирового первенства. А вот потом, по-моему, ничего подобного не было.

Вот поэтому нашим клубом было принято решение заняться разработкой так необходимой нам всем программы своими силами. Все это благодаря президенту клуба, который очень хорошо видит и понимает ситуацию. У нас в Ярославле, как мне кажется, все мальчишки занимаются хоккеем. И мы не можем не радоваться этому. Наши младшие группы насчитывают около ста человек. Да, льда вроде и достаточно, но, например, тех же малышей не выпустишь сразу восемьдесят человек. В ближайшее время в эксплуатацию запустят спортивную базу, на которую уйдет готовиться молодежная команда, что разгрузит лед.

Я хотел бы напомнить, что раньше, в те же советские времена дети были более самостоятельными, активными, способными постоять за себя. Сейчас большинство из них чаще напоминают парниковые растения. Его утром подняли за ручку, с ложечки накормили, в машину посадили, на тренировку привезли и переодели. Современные дети не способны принимать самостоятельные решения. Поэтому сейчас в работе с младшими возрастами мы стараемся разнообразить занятия, создавать различные ситуации, где ребенок бы мог себя проявлять. Это заинтересует ребенка, даст ему толчок к тому, что он поверит в себя. Мы говорим родителям наших подопечных, что, в первую очередь воспитываем человека, личность, а потом уже хоккеиста. До десяти лет мы будем просто его развивать. А уже в этом возрасте придет осознание и понимание того, что и зачем он делает, что такое коллектив, чувство локтя и дружба. Потом уже начинается более углубленное занятие хоккеем. Мы всегда объясняем родителям, особенно после общефизического тестирования, получится ли что-то в дальнейшем или нет. Предлагаем перейти в другие секции, если что-то не получается, во избежание стресса ребенка в дальнейшем. Чтобы со временем не развился комплекс неполноценности, в том, что у его товарищей - получается играть в хоккей, а у него - нет. Чаще всего родители к нам прислушиваются.